И КСК, функционирующие вне интересов содержащих их жильцов. Маленькие зарплаты, большие кредиты, скрытая безработица, открытые люки, закрытые переломы и так далее по списку. Круг проблем большой. Решать – не перерешать, писать – не переписать, жаловаться – не пережаловаться. Но пытаться улучшать городскую жизнь (равно как и свою собственную) всё-таки надо. Мы же в Светлое Будущее давным-давно договорились идти, а не куда-нибудь там в Тёмное царство – тридевятое государство. Поэтому жалобы принимаем всякие разные, от всех, кто захочет пожаловаться, чтобы новую (или старую) проблему выставить на всеобщее обозрение и хорошенечко рассмотреть со всех сторон сообща для дальнейшей совместной выработки стратегического плана по борьбе со Злом путём частичного или всецелого его замещения Добром.
Майра Жумабаева пожаловалась на городские рестораны. Практически на все рестораны Семея пожаловалась она, потому что за последние пять лет почти со всеми имела дело. «У нас так заведено, - говорит Майра, - юбилеи, свадьбы, поминки - отмечать положено. – Причём положено отмечать достойно, а не как-нибудь, непонятно как. Поэтому хочешь – не хочешь, а приходится для этого арендовать кафе и рестораны. Это понятно и не обсуждается. Непонятно только – почему в наших ресторанах так заведено: если заказываешь стол на 200 человек, то продуктов должен закупить на 500? Вот это непонятно, и хотелось бы обсудить».
Майра, как опытная хозяйка, не без основания считает, что двух-трёх литров подсолнечного масла вполне хватило бы для организации одного застолья. Тем не менее, когда на днях арендовала зал в ресторане для гостей общим количеством 130 человек, ей пришлось в соответствии с калькуляцией закупить 22 литра масла. Причём сначала она привезла в ресторан, выбранный ею для праздника, 20 литров, в полной уверенности, что – хватит, но ей было велено довезти недостающие два литра, потому что 20 – мало, нужно именно 22. Масло – это так, малозначимая деталь для обильного ресторанного застолья. Там же ещё казы, жая, солёная красная рыба, жареная не красная, салаты, сыры, колбасы, соки, алкоголь и много ещё чего. Всего не упомнишь и не съешь, по мнению Майры Жумабаевой. И это бы ничего, ведь всё, что осталось на столах, можно домой унести. Но дело в том, что, по крепкому убеждению бывалой клиентки, всего-то как раз на стол и не выставляют. Просто потому, что всего – очень много, как минимум в два раза больше, чем нужно. «Если стол заказываешь на 200 человек, то продуктов приходится покупать как на 500», - говорит Майра. Кроме всего прочего заказчик обязан купить всё, чтобы потом следы застолья убрать: тряпочки, мыло, средство для мытья посуды, дезинфицирующее средство. Кстати, в последний раз одного только «Fairy» понадобилось аж целых два литра. Хотя, по мнению Майры, хватило бы и пол-литра, если по назначению средство использовать, то есть для мытья посуды после одного застолья.
По самым оптимистичным подсчётам лишних сто тысяч тенге пришлось потратить на продукты для застолья, которые даже не были выставлены на столы. И пожаловаться некому. Не нравится отмечать в этом ресторане, иди в другой. Но, во-первых, пригласительные с адресом именно этого питейного заведения заранее были розданы многочисленным гостям. Во-вторых, в другом ресторане по-другому не будет, а будет всё точно так же, за исключением, быть может, незначительных мелочей. Понятно, что, когда клиент миллион тратит в целом за праздник, грех не обмануть его на каких-нибудь сто тысяч тенге. Но с другой-то стороны, если всё уже сполна оплачено: и аренда, и обслуживание, и даже тряпочки для мытья посуды, то клиент вправе требовать честной калькуляции и целенаправленного употребления закупленных для застолья продуктов. Мы же в цивилизованном государстве живём и к светлому будущему стремимся!
Я на всякий случай посоветовала Майре дома отмечать подлежащие отметке даты в целях экономии семейного бюджета и закрытия открытого пока вопроса о непрозрачности обслуживания клиентов в городских ресторанах, но она отмела мой совет в сторону как неприемлемый. «Один раз живём, - говорит. – Для того и работаем с утра до позднего вечера без выходных, чтобы на праздниках не экономить». И в самом деле, трудно не согласиться с тем, что – один раз живём. Со всем остальным – можно поспорить. Но дело-то сейчас совсем не в этом! Дело в том, что горожане заподозрили городские рестораны в обсчёте на десятки тысяч тенге. Дело за малым: доказать и обратиться в правоохранительные органы или в общество защиты прав потребителей. Или вообще не ходить по ресторанам. Или уже согласиться с существующим положением вещей. Или открыть свой ресторан и установить там свои правила. Или ещё что-нибудь, но пока – вот так.
Наталья ДРОЗДЕЦКАЯ