Защита права потребителей: новые меры

В Казахстане планируют ввести административную ответственность за нарушение потребительских прав.

Защита права потребителей: новые меры
Защита права потребителей: новые меры
В Казахстане планируют ввести административную ответственность за нарушение потребительских прав.

Эти меры предусмотрены в законопроекте «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей». Если документ примут, нарушители будут выплачивать штрафы, а жалобы будут систематизированы и отображены в единой базе данных.

По мнению председателя Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК Азамата Ахметова, это повысит уровень казахстанского сервиса, качество товаров и услуг, возрастет социальная и материальная ответственность бизнеса. При этом большое внимание будет уделяться досудебному урегулированию споров.

На сегодня в республике наблюдается слабая защищенность потребителей. Поэтому 17 июня 2019 года указом главы государства создано министерство торговли и интеграции с передачей ему функций и полномочий министерства национальной экономики в области защиты прав потребителей.

В новом законопроекте закреплены 8 базовых положений:

-институциональная система защиты прав потребителей;

- введение трехступенчатой системы рассмотрения жалоб; 

- законодательное закрепление институтов досудебного рассмотрения споров и перечня представителей потребителя;

- создание Единой информационной системы приема жалоб в сфере защиты прав потребителей;

- усиление роли уполномоченного органа в сфере защиты прав потребителей;

- создание Межведомственного совета по защите прав потребителей;

- ужесточение ответственности участников системы защиты прав потребителей;

- поддержка неправительственных организаций и гражданского общества в сфере защиты прав потребителей.

В настоящее время законопроект внесен в Мажилис Парламента Республики Казахстан.

Трехступенчатая система рассмотрения жалоб предполагает:

 - обязательное рассмотрение жалобы продавцом. При этом устанавливается 10-дневный срок ее рассмотрения, а также обязанность размещения контактов уполномоченного органа и институтов досудебного урегулирования в местах реализации товаров, работ и услуг. В случае игнорирования жалобы со стороны недобросовестного предпринимателя предусмотрена возможность привлечения его к ответственности;

- поступление жалобы либо в институты досудебного рассмотрения споров, либо в уполномоченный орган. При этом законопроектом регламентированы сроки и порядок направления, а также рассмотрения жалоб. Для стимулирования институтов досудебного регулирования законопроект предусматривает возможность освобождения предпринимателей от административной ответственности в случае разрешения спора в досудебном порядке; 

- подача жалобы в суд.  Таким образом, большая часть споров будет разрешена на первой ступени, то есть на стадии обсуждения с продавцом, что существенно повысит его социальную ответственность перед обществом и материальную перед покупателем.

Единая информационная система приема жалоб будет работать по принципу «одного окна». Цель создания такой системы – концентрация всех мер защиты прав потребителей в одном месте, упрощение и удешевление процедур подготовки жалоб и направления ее в компетентные органы, а также оцифровка всех обращений и результатов их рассмотрения.