В Казахстане акцизы на водку и сигареты вырастут в два раза
15 июля состоится заседание вице-премьеров стран ЕАЭС, на котором Казахстан будет представлять Бакытжан Сагинтаев. Одним из вопросов, который предполагается рассмотреть, будет проблема согласования акцизов на алкоголь и табак. Пока промежуточные, достигнутые в Бурабае в мае договоренности означают, что в Казахстане акцизы на водку и сигареты вырастут в два раза. Однако окончательное решение должно быть подготовлено к 1 декабря этого года.
Напомним, что в рамках заседания Евразийского межправительственного совета, прошедшего 29 мая в Бурабае, одной из главных тем повестки дня был вопрос о гармонизации акцизов на алкогольную и табачную продукцию в государствах–участниках Евразийского экономического союза. ЕЭК подготовила два документа: проект Соглашения о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную продукцию и проект Соглашения о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию. Судя по комментариям после окончания заседания главы правительства России Дмитрия Медведева, премьер-министрам стран союза удалось договориться по принципиальным моментам гармонизации. Однако окончательное решение должно быть подготовлено к 1 декабря этого года.
В настоящий момент суть достигнутых договоренностей заключается в следующем. Страны – члены союза договорились, что к 2020 году они выйдут на общие индикативные ставки по акцизам на алкоголь и табак. При этом ставки не будут едиными, а могут колебаться в диапазоне отклонения фактических ставок акцизов от общей индикативной ставки акцизов в размере 25-процентного коридора. В большую сторону – не более чем на 10 процентов и в меньшую – не более чем на 15 процентов. Одной из причин того, что окончательное решение вопроса перенесено на декабрь, является позиция Казахстана.
Министерство национальной экономики РК настаивает на том, чтобы закрепить дополнительную возможность отклонения ставки акцизов в Казахстане от ставки акцизов в Российской Федерации на 20 процентов в меньшую сторону. Еще один важный момент заключается в том, что по инициативе НПП РК «Атамекен» Республикой Казахстан была выдвинута позиция о том, что обязательство по сближению ставок акцизов может быть принято Республикой Казахстан только при условии обеспечения доступа казахстанской алкогольной продукции на рынок государств–членов ЕАЭС. То есть фактически Казахстан готов блокировать подписание соглашений, если казахстанским производителям алкоголя не будет обеспечен доступ на рынки стран–членов ЕАЭС и прежде всего России.
В целом же Евразийская экономическая комиссия выступает за постепенное выравнивание в странах Таможенного союза акцизов на алкогольную и табачную продукцию, а не за их резкое повышение. «Резкое повышение ставок акцизов неизбежно влечет за собой рост цен на такие товары, как алкоголь и табак, что, однако, не способствует снижению их потребления. Об этом свидетельствует опыт стран Европейского союза: ценовая доступность снижается и достигает критического уровня, при этом начинает стремительно развиваться нелегальный рынок, особенно торговля суррогатными изделиями дорогих брендов, а также низкосортной дешевой продукцией», — считает член коллегии (министра) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов.
Что касается планируемых общих индикативных ставок акцизов, они должны составить в 2020 году на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 7–9 процентов – 11 евро за 1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции; на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 7–9 процентов включительно – 10 евро за 1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции; на сигареты с фильтром – 35 евро за 1000 штук. Что касается коньяка, вина и пива, то решено ставки акцизов по ним оставить в национальной юрисдикции.
Для Казахстана это означает двукратное повышение акцизов. Напомним, что с 2014 года акциз на алкоголь в Казахстане (кроме коньяка, бренди, вин и пива) составляет 1000 тенге за литр стопроцентного спирта, на коньяк и бренди – 250 тенге также за литр стопроцентного спирта. А на сигареты с фильтром – 3000 тенге за 1000 штук.
Необходимо отметить, что целью планируемой гармонизации акцизов является не столько фискальная составляющая, хотя и она, прежде всего для России, важна, сколько борьба с «серым импортом» и «черным рынком» алкоголя и сигарет. В настоящий момент разница в акцизных ставках по водке даже после обвала рубля между Россией и Казахстаном составляет 1,6 раза, по сигаретам – 2 раза. Следствие такой разницы – резкий рост нелегальной торговли и взаимные обвинения представителей бизнеса.
Так, на фоне ежегодного повышения акцизов и цен на табачную продукцию (наиболее ощутимое из них произошло в 2012 году – на 28–44 процента) в Россию стало поступать больше контрафактной продукции из Беларуси и Казахстана. В 2013 году, по данным российского Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР), акциз на табачную продукцию в Беларуси составлял около 0,3 USD на одну пачку, у России – почти 0,5 USD на одну пачку, а у Казахстана – примерно 0,2 USD на одну пачку. При этом средняя цена пачки сигарет в Беларуси составляла 0,84 USD, в России – 1,51 USD, а в Казахстане – 1,26 USD.
За 2013 год доля контрафактной табачной продукции из Беларуси в Россию составила 6,1 процента, хотя еще в 2012 году она не превышала 2 процентов от общего объема рынка (325 млрд сигарет). В Казахстане тоже произошел заметный рост контрафактных поставок с 0,5 процента в 2012 году до 1,5 процента. Или если говорить в абсолютных цифрах – 5 млрд сигарет. Схожая ситуация с алкоголем. По различным экспертным оценкам, на российский рынок только нелегальной водки из Казахстана завозится порядка 20 млн литров, притом что её общий объем производства в Казахстане составляет 50 млн литров.
По мнению члена коллегии (министра) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимура Сулейменова, необходимо четко осознавать, что имеющиеся случаи нелегальной трансграничной торговли подакцизной продукцией на территории стран — членов ТС и ЕЭП находятся вне правового поля. Это не пробел в проводимой налоговой политике государств, а прямое нарушение налогового законодательства отдельными гражданами и юридическими лицами при недостаточном взаимном административном контроле уполномоченных органов. «Чем выше разница в акцизах, тем больше желающих привозить или производить нелегальную водку. При этом снижение производства в РФ имеет место не только на алкогольных заводах, локализованных в приграничных с Казахстаном регионах. Поставщики нелегального алкоголя являются общей проблемой для отрасли в целом», — считает Тимур Сулейменов.
Александр КОНСТАНТИНОВ, Астана