Персональные данные казахстанцев больше не являются тайной

Некоторые отечественные банки начали навязывать клиентам договоры, позволяющие им разглашать личную информацию о вкладчиках и должниках.

Некоторые отечественные банки начали навязывать клиентам договоры, позволяющие им разглашать личную информацию о вкладчиках и должниках.  

Персональные данные казахстанцев больше не являются тайной. Некоторые отечественные банки начали навязывать клиентам договоры, позволяющие им разглашать личную информацию о вкладчиках и должниках.  При этом соглашения зачастую не имеют четкой формулировки о том, какие конкретно данные могут быть переданы третьим лицам, сообщает 31 канал.

Студентка  Дарья  Андреева решила приобрести телефон в кредит. Так состоялось первое в ее жизни  общение с банком.  При оформлении займа она, по ее собственным признаниям, подписала целую кипу документов, многие из которых даже не читала. Только придя домой Дарья с удивлением обнаружила, что теперь финансовый институт, с которым она заключила договор, имеет право разглашать сведения о ней  другим организациям.  

ДАРЬЯ АНДРЕЕВА, студентка:
- Пришла домой. Естественно, подписывала не глядя, потому что менеджер торопился очень. Посмотрела документы, а здесь указывается, что банк имеет право разглашать мои персональные данные и в СМИ, и в рекламные издания. Я так понимаю, мне теперь будут на телефон приходить некоторые сообщения с рекламными акциями. Меня это не устраивает, а что с этим делать, я не знаю.

При этом в некоторых  соглашениях указывается, что банк имеет право самостоятельно распоряжаться данными клиентов даже без их ведома, и  даже прописывают отдельным пунктом, что после подписания пользователь услуг не имеет права отзывать свое согласие и предъявлять какие-либо требования.

БОТАГОЗ ЖУМАНОВА, эксперт в области банковского сектора:
- Для любого банка очень важно сейчас правильно выставить вот эту коммуникацию с клиентом и объяснить, зачем им это нужно. Чтобы в отделениях любое нововведение было объяснено человеку. Потому что сейчас это делается так: "Просто подпишите, потому что иначе я не открою вам кредит".

Однако из-за отсутствия конкретики о том, что подразумевается под персональными данными, и кто такие третьи лица, которым они будут переданы, проблема может быть гораздо шире, чем угроза спама и нежелательных сообщений на е-mail. К примеру, используя согласие клиента, пусть и неосознанное, гипотетически  банки могут сообщить кому-то информацию о том, есть ли у того или иного человека кредит или каков объем его банковского счета. Причем это даже не будет нарушением закона о защите персональных данных, принятом в Казахстане два года назад. Ведь согласие человека было получено.

СЕРГЕЙ УТКИН, юрист:
- Теоретически, все это можно подвести. Все, что касается банковской тайны, можно подвести под персональные данные. Потому что там неограниченный перечень информации. То есть, какие-то данные, которые о человеке. В том числе, допустим,  об открытии счета в банке.
 
ТИМУР ЕРМАШЕВ, корреспондент:
- По словам юристов, банки обязаны оказать необходимую услугу даже в случае отказа от предоставления персональных данных. В случае же, если менеджер все-таки настаивает на подписании договора и отказывается провести необходимую операцию без него, клиент вправе записать фамилию сотрудника, время и дату обращения и обратиться с жалобой в Национальный банк и Департамент по защите прав потребителей. Но, даже если данные уже были переданы, клиент может написать заявление в банке на запрет использования данных или вовсе на их уничтожение.