Нужно ли Казахстану многоженство

Казахстанский блогер решил порассуждать на тему введения института многоженства в Казахстане. Рассмотрев известные ему доводы «за» и «против», он сделал вывод, что соответствующий закон был бы полезен в нашем обществе.

Казахстанский блогер решил порассуждать на тему введения института многоженства в Казахстане. Рассмотрев известные ему доводы «за» и «против», он сделал вывод, что соответствующий закон был бы полезен в нашем обществе.

Блогер Адильбек Нурмаков изложил свои мысли по поводу многоженства в посте на странице Modern Kazakh в Yvision.
Он отметил, что, как гласит конституция, Казахстан – правовое, светское государство. Поэтому ни о какой государственной религии или религиозной партии в правительстве не может идти и речи.
Он отмечает, что этого довода уже вроде бы должно быть достаточно, чтобы закрыть тему многоженства. Мы же стремимся войти в тридцатку самых развитых стран к 2050 году и достигнуть уровня западного развития, а эти рассуждения нас в феодализм тянут.
«Однако, это – самый главный стереотип, связанный с тем, что многоженство исходит от ислама. В действительности же это два разных независимых явления. Ведь многоженство, как форма брака, зародилось намного раньше моногамных браков, а уж тем более ислама. К примеру, у древних шумеров полигамия в браках было нормой. Да и у казахов до становления советской власти многоженство существовало, хотя и было редким событием», - заметил блогер.
Он отметил, что запрет на калым и преследования многоженцев начались с приходом Советского Союза, когда был популярен лозунг: «Свободу женщинам востока!».
При этом Нурмаков задался вопросом, что, если свобода уже не радует, а желание быть женой достойного и надежного мужчины, способного прокормить свою семью, не пропало.
Поскольку таких мужчин сегодня очень мало, блогер решил, разобрать эту спорную тему и попытаться привести аргументы, говорящие, почему бы сейчас стоило легализовать многоженство в Казахстане.
Начал он с контраргументов.

Аргументы «против»

Статус светского государства

Времена диктатуры советов и преследования многоженцев канули в лету. Сейчас же у нас, как упоминалось ранее, светский образ жизни и глава всему – закон и право. Но давайте заглянем в кодекс РК «О браке и замужестве».
Определения в данном кодексе говорят, что брак – это союз между мужчиной и женщиной с целью создания семьи и рождения детей. Здесь я полностью согласен: для чего же создавать семью, если потом не иметь детей. Но вот загвоздка - там не указано точное количество супругов. То есть, предела нет.
Но в то же время в законодательстве прямо указано, что человек не может жениться, если уже является женатым. Значит, многоженство остается в двойственном положении, согласно нашим законам.
Законопроект о многоженстве внес бы конкретику в этот вопрос, но такой правовой нормы в Казахстане не существует. А то, что не запрещено, то де-факто разрешено. И мы это видим на примерах из реальной жизни: в стране нет ни запрета, ни какого-либо наказания за многоженство.

Запад нас не поймет

Мол, примем закон о многоженстве, и Запад сразу же отвернется от Казахстана. Очень сомнительный довод, считает блогер. Вряд ли из-за этого западные партнеры буду обрывать связи с нами, потому как здесь главную роль играет выгода от сотрудничества, а не форма брака в стране-партнере.
Возможно, наш авторитет слегка и упадет. Но на кого мы ровняемся? У них однополые браки и легальная проституция - это норма, а если у нас многоженство легализовано, то мы - дикари и пережитки феодализма.
Хотя, между прочим, вопрос многоженства поднимался и в США, и в Китае. Туркмения, например, сегодня одна из стран СНГ, где такие браки легализованы.

Нарушение прав женщин

Возможно, многих феминисток легализация многоженства и не обрадует, потому как такая форма нарушает женские права. Но какие права? Ведь никто не станет загонять женщин насильно в такие браки.
Например, в самой Саудовской Аравии муж не может завести вторую жену без согласия первой. Более того, на Востоке промусульманские политики и общественные деятели продвигают идею о том, что мусульманские женщины чаще всего сами изъявляют желание быть в полигамном браке или, по крайней мере, не имеют ничего против этого.
Хотя, конечно, кто-то из женщин не пожелает разделять своего мужчину с другой женщиной и это может стать причиной ссор между женами.
Нурмаков предлагает подумать, что, если мужчина будет обязан по закону обеспечить каждую жену отдельным хозяйством, жилплощадью и супруги нигде не будут пересекаться, кроме как на совместных фотографиях дня рождения общего мужа, то, мне кажется, такая проблема сойдет на нет спустя некоторое время.
Часто феминистки твердят, что если есть многоженство, то почему бы не легализовать многомужество. Да, пожалуйста! Только вот, как полагает блогер, многие женщины сами не будут рады такому балансу прав.
Просто потому, что в нашей стране женщин, спящих с несколькими мужчинами, именуют не очень-то и лестно. А к мужчине, имеющему несколько половых партнерш, относятся более-менее спокойно. Да и прецедентов многомужеству в нашей, пока еще патриархальной стране, не было.
Однако, всегда есть риск того, что некоторые мужчины начнут использовать количество жен как статусный маркер своего положения в обществе. Это возможно, но когда женщина, хоть и одна, не играла такой роли.
Затем Нурмаков предлагает порассуждать, почему бы все-таки стоит легализовать многоженство в нашей стране.

Аргументы «за»

Демография

Как там говорил Жириновский: «Каждой одинокой женщине по мужику». Только вот откуда взять этого мужика, пригодного для создания семьи и ответственного исполнения возложенных обязанностей мужа и отца, если в республике на 1000 женщин приходится 970 мужчин.
Вроде бы небольшая разница, терпимо, можно жить без многоженства. Но давайте проведем более глубокий анализ: возьмем мужчин от 20 до 35 лет, то есть, в самом пригодном возрасте для создания семьи. Вычтем из них наркоманов, безработных, пьяниц, ранее осужденных, геев, импотентов, заядлых холостяков, «child free» и получим не очень-то хорошие результаты.
А сколько у нас в стране одиноких девушек и женщин того же возраста, которые не заводят семью из-за отсутствия достойных кандидатур. Сколько неполноценных семей, где женщины воспитывают детей одни. Статистика гласит, что каждый пятый ребенок в Казахстане растет в неполноценной семье.
Многоженство могло бы отчасти решить эту проблему. Лучше такой отец, чем его полное отсутствие. А ведь нам нужны крепкие самодостачные семьи, которые смогут улучшить нашу демографическую ситуацию. Как ни крути, а 17 млн очень мало на такую территорию, чтобы защищать ее и уверенно развиваться в мировом пространстве.

Права токалок, или Защита материнства и социальные гарантии

Знаете, многие женщины уже разочаровались найти того самого, единственного, желанного, подходящего если не по всем, то хотя бы по многим критериям. И вместо того, чтобы жить и делить одной какого-нибудь пьяницу или безработного, они идут на отчаянный шаг – заводят отношения с надежными, обеспеченными женатыми мужчинами. Те, как правило, начинают спонсировать своих новоиспеченных любовниц, конечно же, в тайне от жены.
Позже, многие из них рожают ребенка от такого «женатика», но, как только приходит момент выяснения обязательств по содержанию внебрачного дитяти, такие женщины остаются ни с чем. Так как их отношения не были официально закреплены никаким документом и, следовательно, рассчитывать на помощь государства не приходится. И таких случаев – тысячи по стране. Уже только поэтому стоило бы ввести официальный институт многоженства в РК.

Вывод

О многоженстве спорить можно долго и нудно. Это в какой-то степени гендерный спор, а такие, зачастую, не утихают долгое время. Но подумайте вот над чем: в эпоху безнравственности, однополых, гражданских и гостевых браков, неполноценных семей, безбрачия, внебрачных отношений называть многоженство аморальностью или пережитком феодализма – это, как минимум, лицемерно.
Конечно, если будем легализовать такие браки, надо будет учесть все острые моменты. Ввести, например, минимальный доход, при котором мужчина сможет завести вторую, третью и последующую жену. Обязать мужчину получать согласие жен, заставить обеспечивать их отдельными квартирами и удовлетворять другие важные условия.
Вот тогда, когда будет составлен нормальный, адекватный закон о многоженстве, почему бы в качестве эксперимента на временных условиях не легализовать этот вид брака.