На 2 000 тенге - заправить полбака

Раньше на 2 000 тенге можно было заправить полбака, а не 11 литров по дну размазать.

На 2 000 тенге - заправить полбака

Ну куда это годится, что бюджетник стоит 3,5-6 млн тенге? За эти деньги можно купить неплохой домик в деревне ну или в пригороде маленький. Я уж не говорю про небюджетные машины.

Toyota Corolla Cross за 10 млн тенге. Это куда годится вообще? Самый дешевый Mercedes CLA обойдется дороже 16 млн тенге. Жесть.

Но в действительности, это не автопроизводители обалдели и это не машины дорогие, а мы обнищали. В действительности Toyota Camry как стоила в марте 2009 года (замечу, что это как раз то время, когда маховик кризиса уже раскрутился и цены скаканули вверх), так и стоит сейчас. Даже подешевела в топовой комплектации. Не верите? Вот вам цифры.

В 2014 году Toyota Camry стоила от 6 700 000 до 9 500 000 тенге (цены по Казахстану). Доллар в июле  был 185 тенге. В долларах получается от $36 216 до $51 351.

Сейчас доллар стоит 431 тенге. Цены на Камри от 13 127 000 до 19 910 000 тенге (цены по Казахстану). Делим цены на курс и получаем в долларах $35 916 - $46 194. Вот вам и доказательство, что автопроизводители не причём. Более того, машины сегодня определенно круче, чем 7 лет назад, а стоят столько же, плюс инфляция доллара. В общем, цены даже снизились.

Просто казахстанцы настолько обнищали, что для нас цены не снизились, а наоборот выросли. Сегодня Hyundai Creta продается так же, как в 2009 продавался Форд Фокус 2. Ну, примерно. И тот, и тот - бестселлеры. Проще говоря, тот, кто раньше, могу купить Фокус, сегодня выбирает между Кретой и Солярисом.

Ну а теперь давайте окунемся в настоящее и помечтаем. На чем бы сегодня мы могли ездить, если бы тенге не рухнул так стремительно, как это произошло в 2014 году?

Не буду теперь утомлять вас математическими выкладками и соотношениями, просто посмотрите, на чем мы могли бы ездить (я опирался на показатели средних зарплат тогда и сейчас, курс доллара и средние цены новых автомобилей). Те, кто ездит на Крете, легко могли бы сейчас ездить на Camry или Kia Sorento. Те, кто ездит на Xray, могли бы ездить на Kia Seltos. Тот, кто ездит на сильно подержанной Мазде, мог бы ездить на новой Мазде. Вместо Тойоты мог бы быть аналогичный Лексус (вместо Rav4 - Lexus NX).

Проще говоря, автомобиль, которым вы владеете мог бы быть в два раза дороже.

В общем, это не цены взбесились, а с зарплатами что-то не так. Спасибо знаете кому (я про цены на нефть, а вы про что?). Вот бы опять баррель нефть по 100 долларов, а доллар по 185 или хотя бы по 200 тенге. А ещё лучше вернуть докризисный доллар по 150 тенге. Вот тогда бы зажили. Вот тогда бы накупили себе Мерседесов и Порше, а на сдачу брали бы Лады.

Эх, были времена. Искренне завидую тем, кто моложе, тем, кто не помнит, что раньше на 2 000 тенге можно было заправить полбака, а не 11 литров по дну размазать. 

Геннадий Гейнец