Куклы Великой степи

Уникальная коллекция подлинных кукол казахов начала ХХ века хранится в Кунсткамере Санкт-Петербурга.

Куклы Великой степи
Куклы Великой степи
Уникальная коллекция подлинных кукол казахов начала ХХ века хранится в Кунсткамере Санкт-Петербурга.


Как сообщает корреспондент газеты «СПЕКТР»,  несколько десятков игрушек в форме людей были собраны русскими этнографами до 1910 года, среди которых был и Клавдий Васильевич Щенников.

Напомним, что Кунсткамера, в прошлом Кабинет редкостей, а ныне музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук – первый музей в России, учрежденный императором Петром Первым в 1714 году. При упоминании Кунсткамеры у многих возникают ассоциации с заспиртованными естественнонаучными коллекциями. Но на самом деле это не так. Сегодня в музее хранятся экспонаты, собранные в разных уголках мира. В общедоступной части электронной базы данных множество коллекций: от палеолитических находок до изделий современных мастеров, представляющих все богатство и многообразие культуры народов мира.   Изучение коллекций – это живой, непрерывный процесс, ведущий к открытиям.

В коллекции Щенникова есть куклы и из бывшей Семипалатинской области. Клавдий Васильевич не просто собирал предметы быта кочевников, но давал им краткое описание. Вот как он описывает кукол:

«Любимым занятием девочек 3–10 лет была игра с куклами, которых обычно они сами и делали из обмотанных тканью соломинок чия (песчаного тростника), прутиков. Куклы «қуыршақ» (казах.) были достаточно схематичны и очень редко имели обозначенное лицо, но при этом их костюм часто достаточно точно повторял реальный традиционный костюм человека. В зависимости от того, кого изображала кукла, это мог быть костюм ребенка, девушки, невесты, замужней женщины, мужчины и т.д. Куклы, изображавшие девочек и девушек, имеют прически — косички, сплетенные из конского волоса. Иногда костюм кукол прост, особенно, если он повторяет повседневный костюм человека, но нередко отделка одежды кукол была достаточно сложной: праздничный головной убор куклы-невесты, молодой замужней женщины богато украшался цветными стеклышками, маленькими кусочками коралла, пуговицами, металлическими бляшками, полосками меха, перьями филина; само платье оторачивалось вышивкой, тканью другого цвета, фрагментами позумента. Шитье одежды для кукол становилось прекрасной практикой, несомненно, полезной для девочек в будущей взрослой жизни».

Почему казахские куклы были безликими?  Вероятно, это было связано с верованием в злых духов, которые могли вселиться в куклу. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него   недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка.

«В играх с куклами употреблялись и сопроводительные игрушки-имитации – кровати с постельными принадлежностями, модели мебели, маленькие войлочные ковры, простые войлоки, вышитые занавесы»,– отмечает этнограф в сопроводительных записках.

Щенников привозил из поездок по казахской степи не только кукол, но и музыкальные инструменты, одежду, посуду, ковры из кошмы, украшения. В его коллекции предметы обихода: веревка, веретено, амулеты, мутовка для взбивания кумыса, колотушка и дощечка для колки сахара, гребень, веер, кожаное ведро, конская упряжь. Все эти предметы, благодаря работникам музея, настолько хорошо сохранились, что их можно и сейчас использовать по назначению. Они выполнены весьма искусно и имеют неизменные украшения орнаментом.

Кроме того, этнограф имел при себе, пусть и допотопный, но фотоаппарат. Благодаря его снимкам, мы можем видеть, как выглядели люди и жилища ушедшей эпохи. Снимки, конечно, старинные и качество у них соответственное, но на них хорошо просматриваются наряды людей. Это отличный материал для историков моды, модельеров, ювелиров, писателей, этнографов и других специалистов. Если по фотографиям можно изучать стиль и крой одежды, узоры, вышивку, то по кукольным нарядам качество и фактуру тканей, фурнитуру. Казахские модницы шили наряды из шелка, атласа, бархата, шерстяных и хлопчатобумажных тканей и других известных материалов.       

Хочу выразить благодарность Айнур Мазибаевой, журналисту и редактору телепроектов, посвященных истории костюма кочевников, казахской этнографии и традиционным обрядам кочевников. Она опубликовала в ФБ пост о казахской кукле в Кунсткамере, что и подвигло меня к написанию данного материала. Как сообщила мне Айнур, об этих экспонатах она узнала во время работы над телевизионным проектом «Мода Великой степи» на отечественном канале «Мадениет».

По заказу государственного центра поддержки кино, Айнур Мазибаева с коллегами сейчас готовится к съемкам документального проекта с рабочим названием «Властительницы Евразии». Автор проекта договорилась с руководством музея в Санкт-Петербурге о съемках старинных казахских кукол. После ослабления карантина и нормализации авиасообщений с Россией казахстанцы посетят императорский музей. 

Желаем удачи коллегам, и будем продолжать вместе раскрывать источники полезной и интересной информации о днях минувших! Теперь, когда открываются ранее недоступные архивы с документами и заказники музеев, у нас есть прекрасная возможность приоткрыть завесу над тайнами прошлого, узнать, что подлинно, а что было искажено. Ведь, как известно, без прошлого нет будущего.

Айман ШАРИПХАНОВА