История семипалатинского цирка
В современном мире, насыщенном гаджетами, всевозможной электроникой подлинному искусству очень непросто отыскать свое место. Это касается не только театральных подмостков, но и цирковой арены. Ежегодно приезжающие в наш город шапито как умеют, стараются воспитать в семейчанах любовь к настоящему цирку. Но если бы в городе был стационарный цирк, в котором выступали бы целые поколения цирковых семей, то было бы, несомненно, лучше. А ведь когда-то в старом Семипалатинске был цирк. Именно о нем пойдет сейчас речь
Первое сообщение о цирке в Семипалатинске зафиксировано в архиве 21 июня 1897 года, когда в газете «Томский листок» появилась небольшая заметка «Корреспонденция из Семипалатинска»: «Наш Семипалатинск, столь скучный зимой, несколько оживился весной. В нашем городе с наступлением навигации появилось немало развлечений. Так, делал большие сборы кинематограф, были два фонографа и шотландский цирк». Следующая дата показа цирковой программы жителям города относится к маю-октябрю 1898 года, когда на одной из площадей города был разбит шатёр цирка, принадлежащего германскому подданному Адальберту Вильгельмовичу Сур.
В феврале 1917 года здание деревянного балагана, «устроенного несколько лет тому назад», ранее принадлежащее Сафе Манафову, купил итальянский подданный Арригони фон Грот, в котором 3 апреля состоялось открытие первоклассного итальянского цирка: «Состоялось грандиозное торжественное открытие цирка и первое народное представление в 3-х больших отделениях, при участии первоклассных русских и заграничных артистов и артисток во главе директора цирка и столичного артиста Цезаря Арригони. При цирке собственный оркестр музыки и образцовая конюшня».
Но недолго цирковая труппа Арригони удовлетворяла культурные потребности семипалатинцев. Уже в начале июня этого же года местная газета «Воля народа» опубликовала объявление: «Продаётся лес (здание цирка) или отдаётся в аренду».
В мае 1918 года городская управа заключила договор аренды земли под здание цирка опять же с итальянским подданным – Владимиром Орестовичем Феррони. В июле 1919 года деревянное здание цирка было подвергнуто обследованию, как в техническом, так и в пожарном отношении.
В июле – августе 1918 года в этом цирке проводился «Международный чемпионат французской борьбы», где среди прочих выступали и казахские борцы – Исабай Жуламанов и Иксанов.
В марте 1925 года облисполком выносит постановление: «Ввиду ветхости и отсутствия средств для капитального ремонта здания цирка, передать его на слом Губсовету физкультуры для использования на постройку открытой сцены-стадиона на Полковничьем острове».
Но город уже привык к цирку, и многочисленные заявления граждан говорили в его пользу. И, наконец, в апреле 1928 года горком партии принял постановление: «С постройкой цирка в городе Семипалатинске принципиально согласиться». А в июле этого же года в газете «Прииртышская правда» были опубликованы две небольшие заметки: «У нас будет цирк» и «Где строить цирк?».
«Вчера в Семипалатинск приехал уполномоченный Сибирского цирка товарищ Ларский. Цель приезда его – организация в Семипалатинске цирка. Постройка цирка – сообщил товарищ Ларский – займёт не больше недели. Труппа будет перевезена из Новосибирска.
Работающий в Новосибирске цирк пользуется там большим и вполне заслуженным успехом, благодаря довольно удачно подобранной труппе. Там работает дрессировщиком лошадей Ефимов – имеющий по Сибири большую известность, велосипедисты Морено, гладиаторы Аузони, малолетние акробаты Думс и Гумс и другие. Все они приедут в Семипалатинск. Программа будет меняться еженедельно. Цирк предполагает работать до поздней осени. Открытие в Семипалатинске цирка нужно приветствовать. Может быть, он сможет дать хорошее весёлое зрелище, чего сейчас особенно не хватает».
16 мая 1929 года в новом здании Семипалатинского цирка состоялось парадное открытие матчевой французской борьбы, организованной дирекцией цирка: «Принимают участие лучшие борцы, как русского, так и заграничного спорта. Ежедневно борются три пары. Борьбой руководит арбитр Новицкий. Начало в 8.30 вечера».
4 июня состоялся первый выход Казахстанского борца: «Сегодня выступает непобедимый богатырь Казахстана Хаджи Мукан, вызов которого принят», а 19 июля объявление в местной газете «Прииртышская правда» ошеломило семипалатинцев: «Сегодня выступает Казахстанский богатырь Хаджи Мукан. Сегодня Хаджи Мукан будет демонстрировать свою феноменальную силу. Телегу с десятью людьми перевезёт через манеж цирка, а также будет вязать галстуки пояс Самсона из толстого железа» - и народ валом повалил на предстоящее зрелище.
В ноябре 1941 года уполномоченная комиссия произвела обследование здания цирка на предмет пригодности его для дальнейшей эксплуатации. Комиссия отметила сильное поражение гнилью деревянных конструкций и заключила, что «Использование здания для цирковой работы или для каких-либо других целей, позволяющих людям находиться в нём не снимая верхней одежды, потребовало бы значительного капитального ремонта, но в настоящее время это не рентабельно». И здание полтора года простояло пустым, подвергаясь дальнейшему гниению и растаскиванию.
В июле 1943 года городские власти решили, что «ввиду того, что здание Семипалатинского госцирка пришло в совершенную негодность, стало опасным для дальнейшего его использования, никем не используется и не охраняется, подвергаясь расхищению – здание цирка снести». Так закончилась история семипалатинских цирков.
По материалам Виктора Николаевича Кашляка
Подготовил Динмухамед Бейсембаев