10 декабря - празднество Семипалатинской чудотворной иконы Божией Матери «Знамение»

От этой иконы исходил свет, её носили почти до города Омска, чтобы люди могли помолиться перед этим дивным образом. И многие сотни людей на протяжении более трех веков молились этому...

10 декабря -  празднество Семипалатинской чудотворной иконы Божией Матери «Знамение»
10 декабря - празднество Семипалатинской чудотворной иконы Божией Матери «Знамение»
От этой иконы исходил свет, её носили почти до города Омска, чтобы люди могли помолиться перед этим дивным образом. И многие сотни людей на протяжении более трех веков молились этому...


История чудесного явления Семипалатинско-Абалацкой иконы Пресвятой Девы ведет свое начало от чтимого всей Сибирью Знаменско-Абалацкого образа Пресвятой Богородицы, который явился в селении Абалак в 25 верстах от Тобольска в 1636 г.  Сей чудотворный образ, сразу стал главной святыней Православной Сибири, на поклонение к нему стекались люди не только из окрестных сел, но и паломники из более отдаленных местностей обширного сибирского края. Очень часто и саму святую икону носили в различные сибирские города: Тюмень, Тару, Верхотурье и др. Поэтому случалось, что паломники, совершив немалый путь, не обретали икону в Абалаке, и были вынуждены с великим огорчением возвращаться назад...

Чтобы прекратить эти неурядицы известному иконописцы протодиакону Матфию, написавшему в свое время чудотворный образ Знаменско-Абалацкой иконы Божией Матери, было поручено снять с чудотворной иконы копию, меньшей величины, но совершенно одинаковую по письму и краскам. Именно этот список стали носить по окрестным городам и весям Тобольского края.   

Чудотворная же икона постоянно находилась в Абалаке, где в 1783г. был устроен мужской монастырь. 

Очень скоро, однако, чудесными исцелениями и прочими чудотворениями прославился и носимый список с чудотворной иконы. Благодатная сила Божия и благоволение Царицы Небесной почила и на этой, вновь написанной, иконе. Почти сто лет список находился в Сибири, и лишь в начале XVIII в. он, благоволением Божиим, был перемещен в пределы нынешнего Казахстана. И среди всех списков с чудотворной Знаменско-Абалацкой иконы  наиболее известным стал этот Семипалатинский список иконы Божией Матери. 

Очень часто и саму святую икону носили в различные сибирские города: Тюмень, Тару, Верхотурье и др. Поэтому случалось, что паломники, совершив немалый путь, не обретали икону в Абалаке, и были вынуждены с великим огорчением возвращаться назад.

Чтобы прекратить эти неурядицы известному иконописцы протодиакону Матфию, написавшему в свое время чудотворный образ Знаменско-Абалацкой иконы Божией Матери, было поручено снять с чудотворной иконы копию, меньшей величины, но совершенно одинаковую по письму и краскам. Именно этот список стали носить по окрестным городам и весям Тобольского края.   

Чудотворная же икона постоянно находилась в Абалаке, где в 1783г. был устроен мужской монастырь. 

Очень скоро, однако, чудесными исцелениями и прочими чудотворениями прославился и носимый список с чудотворной иконы. Благодатная сила Божия и благоволение Царицы Небесной почила и на этой, вновь написанной, иконе. Почти сто лет список находился в Сибири, и лишь в начале XVIII в. он, благоволением Божиим, был перемещен в пределы нынешнего Казахстана. И среди всех списков с чудотворной Знаменско-Абалацкой иконы  наиболее известным стал этот Семипалатинский список иконы Божией Матери. 

 

А случилось это таким образом.

В 1720г. для основания Усть-Каменогорской крепости из Тобольска на судах вышел воинский отряд под командованием гвардии майора Ивана Михайлвича Лихарева. Будучи человеком верующим и сознавая, какие опасности могут его подстерегать в дальнейшем пути, Лихарев, добравшись до Абалацкого монастыря, под Тобольском, просил местное духовенство отслужить на его кораблях напутственный молебен пред чтимым образом Абалацкой Божией Матери. Для этого на его суда внесли список с чудотворного образа, который обычно носили по окрестным селениям.  Благочестивое желание офицера было исполнено.

Икону внесли на корабль. «Началось молебствие… Начальник отряда и его подчиненные горячо и усердно молились… Наступило время чтения Евангелия… Но лишь священник произнес начало Евангельского чтения, положенного на молебном пении в честь Пресвятой Богородицы: во дни оны, воставши Марiамь и иде въ горняя (Лк. 1, 39.)… как все суда Лихарева невидимо всемогущею силою Божиею снялись с якорей и совершенно без всякой человеческой помощи поплыли вверх по Иртышу, и доныне, отличающемуся очень быстрым течением…

Письмо майора Лихарева И.М.

Все бывшие на судах были поражены столь явно совершившимся чудом!… Они с глубокой верою и горячею молитвою в душе и на устах предались воли Небесной Путеводительницы, Которая и довела их чудесно до Семипалатинской крепости, находившейся от Абалака в 1288 верстах, и лишь за два года, до рассказываемого события, построенной. Около этой крепости судно, на котором находилась Святая Икона, остановилось и, несмотря на все усилия команды, бывшей у Лихарева, сдвинуть его с места и тянуть вперед, не трогалось с места.

Видя в этом волю Божию и второе чудо от святой иконы, Лихарев приказал благоговейно снести Святую Икону с судна и поставить ее в крепостном храме Святых Антония и Феодосия Печерских. Как только это приказание было исполнено, судно легко снялось с места, и Лихарев, со своими людьми, отплыл дальше, а Святая Икона осталась в Семипалатинской крепости». Промыслом Божиим корабли Лихарева пристали практически к тому же месту, где впоследствии и возник Святоключевский  православный монастырь.

Матерь Божия взяла православных Прииртышья под Свое особое покровительство и зримым свидетельством этого стало водворение чудотворного списка Знаменско-Абалацкой иконы Пресвятой Девы в Семипалатинске. Впоследствии, абалацкое духовенство требовало вернуть икону в Абалак, но семипалатинцы отказывали в этом, не желая расставаться с ликом Богоматери. Конфликт разрешил Тобольский  митрополит Филофей (в схиме Феодор, Лещинский), который повелел  оставить икону навсегда в Семипалатинске, но, обязав семипалатинцев  написать  точную копию с нее и отправить в Абалак. Список должен был во всем походить на семипалатинский и видом и размером, что и было исполнено.

Так престарелый митрополит, и известный всей России миссионер, закрепил законность пребывания чудотворного списка иконы Богородицы в крепости Семипалатинской. Не лишним было бы отметить, что этот указ владыки Филофея был одним из его последних постановлений, в том же 1720 г. маститый старец-митрополит ушел на покой в Троицкий Тюменский монастырь.

С тех пор, чтимый список Абалацкой иконы Божией Матери находился в семипалатинской церкви во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. «По описи церковного имущества за 1751 г. можно видеть, что в церкви к этому времени уже существовала колокольня из 6 колоколов и имелось три иконы Богоматери – одна из них – список с чудотворной иконы Абалацкой Божией Матери, привезенная Лихаревым летом 1720 года».

Прославленная столь явным чудом Божиим икона была окружена почитанием, и благоговейно хранилась в крепостной церкви, однако, как выяснилось, ей необходимо  было еще более прославиться и освятить собою саму местность, где икона изволила оставаться.

В одну из ночей 1740г. икона Божией Матери скрылась. «По рассказам ее обрели в вечернее время, версты полторы далее крепости, стоящею около горного ключа, с зажженною перед нею свечою. Икона была снята и возвращена в церковь, а ключ получил название Святого».

Существует и более пространное предание, которое приводит священник Димитрий Алексинский. Согласной этому рассказу икону нашел заблудившийся в лесу татарин, который поехал в зимнее время за дровами, но сбился с пути и замерзал. Будучи человеком неправославным, но верующим в Бога, он начал усердно взывать к милосердию Божию, молясь о своем спасении. Внезапно он увидел в чаще леса светящийся огонек, пойдя к которому он нашел икону, стоящую около тополя с воженной свечей у подножья дерева и бьющим из-под корней тополя ключом воды. Узнав местность путник сразу же отыскал дорогу к дому и, приехав в город, рассказал священнику православной церкви о том, что произошло с ним. Священник, взяв несколько сибирских казаков, имея в проводниках татарина, спешно отправился к тому месту.

У Святого источника на "Святом Ключе"

Икона, по-прежнему, стояла около дерева. Помолившись, священник пытался снять икону с дерева, но не он сам, ни кто из сопровождавших его казаков не смогли этого сделать. Лишь когда священник обратился с просьбой снять икону к татарину, тот, помолившись и умыв руки в ключе, смог снять икону с дерева. Чудотворная икона была возвращена в крепостную церковь, а Ключ стал местом паломничество многих православных людей. Неслучайно, наверное, что именно татарину, человеку неправославной веры довелось обрести чудотворную икону, так как, возникший тут в последствии, женский монастырь проводил большую миротворческую, миссионерскую работу среди местного мусульманского населения.

Место выбранное в 1718 г. для основание крепости Семипалатинска оказалось очень неудачным - разливаясь, Иртыш, часто, затапливал весь город, поэтому в 1767 г. по инициативе генерал-поручика Шпринсера было решено перенести город Семипалатинск, со всеми его строениями,  на 16 верст выше по течению р. Иртыш, в место, где берег значительно поднимался над рекой. В 1776 г. начался перенос города, а в 1777 г. было решено строить в городе большой каменный собор, взамен деревянной церкви Антония и Феодосия Киево-Печерских, стоящей на месте старой крепости. В первоначальном варианте, храм должен был сохранить старое именование в честь Антония и Феодосия Печерских. Но в июле 1782 года генерал-майор Огарев, по просьбе семипалатинской паствы, возбудил ходатайство о желании жителей иметь главный придел во имя Знамения Божией Матери, вследствие сугубого почитания православными семипалатинцами чтимой иконы Семипалатинско-Абалацкой.

В ответ на эту просьбу, епископ Варлаам Тобольский (Петров, 1768-1802гг.) приказал «воздвигаемую церковь именовать Знаменской, придел Св. Апостола Андрея Первозванного заменить именованием Св. Преподобных Антония и Феодосия Печерских; кроме того, в этот придел внесть иконостас и иконы от старой церкви и освятить оный, а о готовности к освящению главного алтаря и придела донести в своё время». Вместе с остальными иконами в Собор была перенесена и многочтимая народом Семипалатинско-Абалацкая икона  Знамения Божией Матери.

Чудотворная Семипалатинско-Абалацкая икона Божией Матери считалась главной святыней Знаменского собора. Она хранилась в ряду местных икон иконостаса главного предела, слева от царских врат. (Это видно на фотографии, если присмотреться)

Вот подробное описание чудотворной иконы, помещенное в «Летописи Знаменского собора»: «Из икон сего храма уважается народом и почитается за чудотворную местная икона Знамения Божией Матери. Божия Матерь изображена на этой иконе с распростертыми дланями Предвечным Младенцем во утробе с предстоящими по сторонам святителем Николаем и преподобной Марией Египетской. Доска ея в длину несколько более 6 вершков, а в ширину немного более 5. Прежде риза на ней была серебряная в 95 золотников устроенная в 1789 г. в Тобольске священником Василием Макарьевым, но с 1797 г.она вся и с венцем золотая в 1 ¼  фунта устроена на церковные 3000 рублей, только на венце корона, для большей рельефности серебряная без позолоты, но с драгоценными камнями в числе  6 аметистов и 73 бриллиантов. Ее прислала в 1844 г. покойная супруга генерал-губернатора Западной Сибири княгиня Наталия Димитриевна Горчакова. Святая икона, по малому ее размеру, для большего благолепия вставлена в середину другой большей иконы на которой изображены: вверху коронование Божией Матери, по сторонам Рождество Ея, Введение во храм, Благовещение и Успение, а внизу Покров Пресвятой Богородице, что все покрыто сребропозлащенной ризою. Внизу чудотворной иконы (на ризе - авт.) подписано: «Истинное изображение и мера чудотворного образа Пречистой Богородицы Абалацкой в крепости Семипалатинской».

Огромное количество людей - православных паломников стремилось на поклонение чудотворной иконе. Исторические источники того времени отмечают, что в Знаменском соборе, в приделе освященном в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских хранилась еще одна Абалакская икона Божией Матери такого же размера и вида, как чудотворный список. 

Будучи в духовном отношении сердцем церковной жизни Семипалатинска Святому Ключу надлежало стать истинным сосредоточением  христианской духовной жизни в городе. Божия Матерь возжелала, чтобы на месте явления Ее чудотворной иконы началась праведная христианская девственная жизнь. 

В 1902 г. женская община из Заречной слободы переселилась на Святой Ключ. Таким образом, было положено начало существованию тут женского православного монастыря. В 1912г. произошло важное событие в истории Святого Ключа  - женская община была обращена в женский общежительный монастырь.

Очень часто и саму святую икону носили в различные сибирские города: Тюмень, Тару, Верхотурье и др. Поэтому случалось, что паломники, совершив немалый путь, не обретали икону в Абалаке, и были вынуждены с великим огорчением возвращаться назад.

Чтобы прекратить эти неурядицы известному иконописцы протодиакону Матфию, написавшему в свое время чудотворный образ Знаменско-Абалацкой иконы Божией Матери, было поручено снять с чудотворной иконы копию, меньшей величины, но совершенно одинаковую по письму и краскам. Именно этот список стали носить по окрестным городам и весям Тобольского края.   

Чудотворная же икона постоянно находилась в Абалаке, где в 1783г. был устроен мужской монастырь. 

Очень скоро, однако, чудесными исцелениями и прочими чудотворениями прославился и носимый список с чудотворной иконы. Благодатная сила Божия и благоволение Царицы Небесной почила и на этой, вновь написанной, иконе. 

Почти сто лет список находился в Сибири, и лишь в начале XVIII в. он, благоволением Божиим, был перемещен в пределы нынешнего Казахстана. И среди всех списков с чудотворной Знаменско-Абалацкой иконы  наиболее известным стал этот Семипалатинский список иконы Божией Матери.