Три тополя казахской литературы
Основоположникам казахской литературы посвящена новая выставка в музее Семея.
В областном историко-краеведческом музее г. Семея открыта новая выставка «Қазақтың Үш бәйтерегі», посвященная 125-летию со дня рождения выдающихся личностей Казахстана: Сакена Сейфуллина, Ильяса Жансугурова и Беимбета Майлина, внесших большой вклад в развитие отечественной литературы и в развитие общественной жизни страны.
Они обогатили национальную литературу разнообразием тематики, содержания, художественными находками, ввели новые методы и стили, дали мощный толчок для развития жанров казахской литературы. Сакен Сейфуллин, Ильяс Жансугуров и Беимбет Майлин были ровесниками, родились в один год, впитали в себя атмосферу той эпохи, в которую им довелось жить. И были репрессированы в один год. Посмертно всех троих реабилитировали. И творческое наследие писателей, оставленное потомкам, никогда не уходило в забвение. Каждый из них оставил глубокий след в национальной истории, культуре и литературе. Поэтому их называют «Три тополя казахской литературы», это три вершины искрометного таланта, это три нелегкие и трагические судьбы, это гордость казахского народа.
Ильяс Жансугуров родился в 1 мая 1894 году в одном из аулов Аксайской волости. Будущий поэт рано потерял мать, поэтому его воспитанием занимался отец, человек строгий и своенравный. Так как в районе не было школ, Ильяс занимался самообучением. Он изучил арабский язык, прочитал всех казахских классиков и научился играть на домбре. Мальчик изучил сотни казахских песен и принимал участие в айтысах — песенных турнирах. Ильяс всегда стремился к совершенству и с детства желал оставить след в истории своего народа.
В 1910 году Жансугуров поступил в Карагашскую неполную школу. Через два года, согласно старинным обычаям, женился на вдове родного дяди, но из-за постоянных разногласий с родственниками жены через два года брак распался. В это время Ильяс написал первые произведения — стихи «Сарыарка» и «Тілек».
Летом 1920 года Ильяс заканчивает курсы в Ташкенте и работает редактором газеты «Ак жол». Через год он возвращается в Казахстан и трудится в Белтоганской школе. Желая расширить свой кругозор, в 1924 году Ильяс поступает в Московский институт журналистики. В 1934 году его назначают главным редактором Казполитиздата.
В 1937 году Жансугурова арестовали. По доносу сотрудника Ильяса обвинили в антисоветской деятельности, попытке национального восстания. Уголовное дело было настоящей насмешкой над поэтом: человек, годами отстаивающий советскую власть, писавший поэзии и мечтающий о коммунизме для казахских рабочих, обвинен в антисоветской деятельности — ироничный сюжет для трагикомедии. Во время репрессий мало кто вспоминал о логике — поэта приговорили к расстрелу. Приговор привели в исполнение в феврале 1938 года.
Долгое время о судьбе поэта ничего не знала даже его жена. Лишь спустя 20 лет вдове прислали короткую справку о расстреле мужа. В 1957 году Ильяса реабилитировали, признав жертвой репрессий.
Ильяс Жансугуров успел написать десятки произведений, ставших классикой литературы Казахстана. Он творил в разных жанрах, описывая жизнь казахов в драмах и стихах, даже пробовал себя в сатире, высмеивая отдельных советских деятелей, не имеющих ни малейшего понятия о кочевой жизни казахов.
Ильяс выступал за перевод классической литературы на казахский язык, сам трудился на этом поприще: многие произведения Горького, Маяковского и Лермонтова доступны на казахском только благодаря Жансугурову. Именно Ильяс перевел на казахский всемирно известный роман Пушкина «Евгений Онегин».
В произведениях Ильяса поднимаются сложные темы: промышленная революция в Казахстане, отношения русского и казахского народов, способ жизни и свобода казахов, а
также отношения в семье и боль утраты. В его творениях гармонично объединены старые традиции предков и веяния новой эпохи.
Сакен Сейфуллин известнейший казахский поэт родился 15 октября 1894 году в кочевом ауле. Поселение располагалось в Акмолинском уезде. При рождении он получил имя Садуакас, но получил известность как Сакен.
Он родился в небогатой семье кочевников. Отец охотился, разводил ловчих птиц и любил играть на домбре. Мать была великолепной рассказчицей, благодаря ей Сакен узнал много народных легенд и сказаний.
Начальное образование юный Сакен получил у местного муллы, а русской грамоте обучился в школе, расположенной около Успенского рудника (в Нильде). Здесь он провел три года, начав обучение 11-летним. Продолжил обучение в приходской школе (два года) и городском трехклассном училище уже в Акмолинске (1908–1913 гг.). С 1912-го, еще не закончив учиться, начал преподавать русский язык ученикам медресе.
В 1913-м он переехал в Омск, где три года обучался в учительской семинарии. В те годы уровень подготовки в семинарии был довольно серьезным и соответствовал современным педагогическим вузам. Во время обучения в семинарии, в ноябре 1914-го, Сейфуллин впервые опубликовал свою работу. Это сразу же вызвало пристальный интерес к персоне поэта со стороны омского полицейского отделения. Несмотря на это, он активно участвует в создании молодежного революционного движения «Бірлік», публикует сборник стихотворений.
После завершения обучения в 1916-м Сакен какое-то время (до весны 1917-го) преподает в Бугулинской школе, которую помог открыть. Затем переезжает в Акмолинск. Юный Сакен преисполнен революционных взглядов и в стихотворной форме приветствует буржуазно-демократическую революцию.
В апреле 1917 года он создает культурное и политическое общество «Молодой казах», а в июле начинает выпускать газету «Жизнь». Активная политическая деятельность не мешает Сакену заниматься преподаванием и творить. С сентября 1917-го он начинает преподавать в новой акмолинской школе — ведет трехмесячные курсы для педагогов.
После того как в Акмолинске установилась власть Советов, Сакен вошел в местный президиум советских депутатов и стал наркомом просвещения. С февраля 1918-го он член большевистской компартии. В 1917–1918-х гг. активно участвует в создании рабочих и крестьянских советов.
В июне 1918 года в Акмолинске произошел переворот. Белогвардейцы схватили Сейфуллина вместе с единомышленниками и осудили на смерть. Осенью 1918-го Сакена этапировали в Петропавловск, а оттуда отправили в Омск в концлагерь в так называемом атаманском вагоне смерти. Пленных перевозили в 40-градусные морозы в продуваемых всеми ветрами вагонах. В дороге их пытали и всячески унижали. Но Сакену представилась счастливая возможность совершить побег — это произошло в марте 1919-го. В течение многих месяцев он скитался по степным просторам, чтобы добраться до родного края.
Восстановив документы, в мае следующего года Сакен возвратился в Акмолинск. Город уже освободили большевики, поэтому Сейфуллин сразу же включается в агитационную деятельность. После создания Казахской Автономной Республики Сакен Сейфуллин вошел в состав Президиума республиканского ЦИКа. В 1922-м стал заместителем наркома просвещения Казахской Республики, а затем возглавил Совнарком Казахстана.
С 1925-го, после прихода к власти Голощекина, на Сакена посыпались неприятности. Политическая и педагогическая карьера казахского поэта пошла прахом. Его понизили до заведующего комиссией, изучающей историю революции и компартии.
В 1927 году Сейфуллина назначают ректором института народного просвещения в Кызыл-Орде. В мае 1928-го он читает лекции в Ташкенте в казахском пединституте, в августе следующего года становится в этом же вузе доцентом кафедры литературы. С 1934-го работает в Казахском НИИ национальной культуры.
В 1930-е годы он участвовал в основании Союза писателей Казахстана, под началом которого были собраны все благонадежные авторы. В 1934-м получил звание профессора института журналистики. В 1935-м принимал активное участие в днях казахской культуры в Москве. В 1936-м первый среди писателей Казахстана отмечен высокой наградой.
В сентябре 1937 года великого казахского деятеля арестовали. До оглашения приговора, а это произошло в феврале 1938-го, он подвергался бесчеловечным пыткам в застенках НКВД. Как враг народа был приговорен к расстрелу. Сакена Сейфуллина не стало в 1938 году. В марте 1957-го его посмертно реабилитировали по причине отсутствия состава преступления.
Беимбет Майлин – корифей казахской литературы, поэт, прозаик, публицист и драматург был истинным выразителем народных дум, глашатаем дружбы народов, защитником интересов жителей казахского аула. Мы вправе называть его певцом родного края, национальной гордостью казахского народа. Писатель разностороннего дарования, Беимбет Майлин создал самобытные произведения почти всех жанров литературы, которые остаются актуальными и в наши дни. Беимбет Майлин родился 15 ноября 1894 в Костанайской области. В 1911-1912 годах учился грамоте у аульного муллы в медресе Аргынбая-Хаджи, в 1913 году обучался в школе «Уазифа» в Троицке, в 1913-1915 годах — в медресе Галия в Уфе. В 1916-1922 годах Беимбет Майлин работал в родном ауле учителем. В 1923-1925 годах являлся сотрудником, редактором Кустанайской губернской газеты «Еңбекші қазақ». В 1926 году вступил в Компартию. В 1928-1932 годах работал литературным сотрудником, редактором газеты «Қазақ тілі», в 1932-1934 годах — заведующим отделом, редактором газеты «Социалистік Қазақстан», в 1934-1937 годах — редактором газеты «Қазақ әдебиеті». В 1937 году был репрессирован. Расстрелян. Посмертно реабилитирован в 1957 году.
Путь, который они прошли в жизни и литературе, исключительно интересен, неповторим. А творчество, созданное разносторонним дарованием бесценно.
Сактаган Сердалина,
специалист высшего уровня Областного историко-краеведческого музея г. Семея