Токаев назвал 40 законов, которые Сенат рассмотрит без Мажилиса

Председатель Сената Парламента Касым-Жомарт Токаев в эксклюзивном интервью informburo.kz рассказал, как будет работать палата в связи с роспуском Мажилиса.

Председатель Сената Парламента Касым-Жомарт Токаев в эксклюзивном интервью informburo.kz рассказал, как будет работать палата в связи с роспуском Мажилиса.

В ближайшие дни на пленарных заседаниях Сената мы планируем рассмотреть шесть документов, которые одобрил Мажилис перед роспуском. Это - ратификация ряда международных соглашений. На днях из аппарата нижней Палаты были истребованы еще сорок законопроектов. Бюро Сената распределило их среди профильных комитетов Палаты для координации работы по ним. Рассмотрение и принятие законопроектов планируется в установленные для Сената регламентом сроки, составляющие не более 60 дней. 
Дальнейшая законотворческая работа будет связана с вносимыми в Парламент плановыми законопроектами. Сенаторы продолжают трудиться в прежнем режиме: поступившие законопроекты детально обсуждаются в рабочих группах, комитетах и выносятся на рассмотрение Палаты. Ведется напряженная работа по своевременному принятию качественных и необходимых стране законов. 

Кем инициированы и на что направлены эти законопроекты?

- Инициатором большинства находящихся в работе законопроектов является Правительство, они разрабатываются с целью реализации программных документов Главы государства, направленных на обеспечение устойчивого развития нашей страны. Законопроекты ориентированы на регулирование экономических, социальных, международных и других правоотношений.
К примеру, принятый к работе проект Закона «О правовых актах» призван усовершенствовать систему правовых документов с четким определением и разграничением статуса нормативных и ненормативных правовых актов. Законопроект "Об арбитраже" направлен на модернизацию законодательства в сфере арбитража, развитие системы альтернативного урегулирования споров в целом и снижение нагрузки на государственные суды. Нормы Закона "О долевом участии в жилищном строительстве" позволят усовершенствовать правовую базу механизма гарантирования долевых вкладов в условиях растущего спроса на жилье. Принятие изменений и дополнений в законодательство по экологическим вопросам должно способствовать сокращению выбросов парникового газа, модернизации производства, переходу на чистые технологии и в целом благоприятно повлиять на конкурентоспособность нашей страны. Проект нового Закона «О занятости населения» направлен на формирование гибкого рынка труда, обеспечивающего возможность долгосрочной реструктуризации и повышение эффективности экономики нашей страны.
Депутатами Парламента инициированы поправки в законодательство по вопросам госрегулирования производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов. Документ должен устранить ряд пробелов, выявленных в правоприменительной практике. 
В работу Сената принято также более двадцати законопроектов о ратификации международных соглашений, среди которых договор о взаимной правовой помощи по уголовным делам с Великобританией, соглашения по отдельным аспектам военно-технического сотрудничества с Россией и Кыргызстаном, а также документы, подписанные государствами-членами Евразийского экономического сообщества.

Какие законопроекты разрабатываются для реализации "Плана нации"?

- Законодательное обеспечение «Плана нации», направленного на осуществление пяти институциональных реформ Президента, составляет сердцевину деятельности Парламента в текущей сессии. Сенат в конструктивном взаимодействии с Мажилисом и правительством в сентябре-ноябре прошлого года принял 59 законов, поэтому, можно сказать, что основная законодательная работа по "Плану нации" осуществлена. Ряд рассматриваемых сегодня в Сенате законопроектов также соответствует задачам, поставленным в этом стратегическом документе.
Самое главное – обеспечить надлежащее выполнение "Плана нации", только тогда удастся воплотить в жизнь видение Президента Нурсултана Назарбаева о сильном предпринимательском классе в Казахстане, диверсификации экономики, новом качестве человеческого капитала, высокопрофессиональном и транспарентном госаппарате, обеспечении верховенства права и реализации концепции "Мәңгілік ел".

Какие проекты законов являются наиболее важными и приоритетными?

- Каждый законопроект, коль скоро рассматривается в Парламенте, является важным. Ведь законы, как записано в Конституции, «регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы».

Справится ли Сенат Парламента с объёмом законотворческой работы? И не скажется ли такая нагрузка на качестве законов?

- Роспуск Мажилиса не повлиял на количество рассматриваемых законопроектов, поэтому объем работы для сенаторов не изменился. Повторюсь: Сенат с полной ответственностью подходит к обеспечению качества законов.
Сенат состоит из компетентных и авторитетных в стране людей, 15 из которых назначены Президентом, а 32 делегированы всеми регионами Казахстана. Сенаторов всегда отличало вдумчивое, всестороннее рассмотрение законопроектов как с позиции всей страны, так и сквозь призму интересов развития регионов. Это очень важно для такого огромного государства, как Казахстан, регионы которого имеют разную географическую, экономическую, климатическую и даже экологическую специфику.
Отсутствие Мажилиса, на Ваш взгляд, как-то упрощает работу правительства? Ведь теперь законопроекты достаточно представить и обсудить только в одной Палате
Наша задача в Парламенте не в том, чтобы усложнять или облегчать работу правительству, а совместно искать ответы на встающие перед государством и обществом вызовы и, в конечном итоге, принимать качественные законы. В этом особенность политической системы Казахстана.
Нас всех больше заботит другое – как достойно справиться с политической и экономической неопределённостью, складывающейся в мире. Надо признать, что казахстанское экспертное сообщество оказалось неподготовленным к качественной аналитической работе в столь экстремальных условиях. Это касается не только Казахстана, но и многих других стран. Мировая экономика стала производной от политики и, в частности, дипломатии. Нынешний кризис в большей степени обусловлен разногласиями между крупными державами, поэтому большинство стран сегодня выступает в качестве сторонних наблюдателей турбулентных процессов в мировой экономике. Очень многое зависит от переговоров между ключевыми игроками, что влияет на цены на энергоресурсы и курсы валют.
Отрадно, что казахстанское правительство имеет антикризисные планы действий. Но они не должны сводиться к автоматическому сокращению расходов в зависимости от курса валюты, требуется разработка структурных мер для преодоления кризиса и выхода на новое развитие. Правительству предстоит направить основные усилия не на получение международных рейтингов, а на достижение конкретных результатов, которые должны почувствовать люди. Именно с этих позиций мы строим свое взаимодействие с исполнительной властью.
Говоря словами Главы государства, наступила "новая глобальная реальность", нужно адаптироваться к меняющимся условиям. "Жить по средствам", но при этом неуклонно двигаться только вперед. Наш народ верит своему Лидеру, в самые трудные годы выводившего Казахстан на путь реформ и устойчивого развития.