Споры вокруг налога на ввезенные из России машины продолжаются

1 января Договор о ЕАЭС вступил в силу и теперь можно покупать автомобили внутри союза (в России, Беларуси, Армении, а с 29 мая 2015 года и в Кыргызстане – прим. ред.) и ввозить их на территорию республики без бюрократических барьеров и уплаты НДС. Однако первые же попытки казахстанцев переоформить авто, привезенное из России в первых числах нового года, вышли боком.

Споры вокруг налога на ввезенные из России машины продолжаются
Споры вокруг налога на ввезенные из России машины продолжаются
1 января Договор о ЕАЭС вступил в силу и теперь можно покупать автомобили внутри союза (в России, Беларуси, Армении, а с 29 мая 2015 года и в Кыргызстане – прим. ред.) и ввозить их на территорию республики без бюрократических барьеров и уплаты НДС. Однако первые же попытки казахстанцев переоформить авто, привезенное из России в первых числах нового года, вышли боком.

«НДС отменили, сертификаты не дают, машины не регистрируют! Что делать-то теперь? Назад везти в Россию?», – в панике пишут на тематических форумах казахстанцы.

Платить или не платить налог?

«Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства-члена ЕАЭС товаров, которые ввозятся на территорию государства-члена физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности», – говорится в разделе «Налоги и налогообложение» Договора о ЕАЭС. Однако первые дни «переходного периода» на новые условия взаимоотношений оказались сложными, причем для обеих сторон.
Несмотря на то, что в зоне ЕАЭС товары освобождены от уплаты налогов и пошлин при перемещении в пределах союза, ни сами казахстанцы, ни власти конкретного ответа на вопрос, платить или не платить НДС тем, кто купил машину в декабре 2014 года, не дают. В налоговых органах, где так важна точность, царит неразбериха. В разных департаментах государственных доходов по-разному  отвечают на этот вопрос. К примеру, в столичном департаменте говорят, что датой ввоза импортируемого авто на территорию РК следует считать дату, указанную в талоне о прохождении пограничного контроля, в алматинском – добавляют, что такой датой может считаться и дата, указанная в договоре купли-продажи.
Юристы и специалисты в налоговом законодательстве, также разошлись во мнениях и, так как детально этот вопрос еще никто не изучил, от официальных комментариев отказываются, озвучивая лишь свою собственную точку зрения.
Правозащитники говорят, что важна дата импорта – момент пересечения границы, эксперты-налоговики утверждают, что НДС уплачивается при осуществлении товарообменных операций, то есть счет выставляется в момент заключения сделки купли-продажи, а не тогда, когда машина пересекает границу. Некоторые высказывают мнение, что самая правильная дата – это дата постановки на учет, так как автовладелец может несколько месяцев кататься на авто с российскими номерами, прежде чем решить зарегистрировать свое транспортное средство в РК.

Кстати, белорусы, которые подобно казахстанцам массово накупили автомобилей в России, с подобными проблемами не столкнулись.

 – В России  и Казахстане можно покупать автомобили любого года выпуска и ввозить их на территорию Республики Беларусь без уплаты каких-либо таможенных сборов и налогов, – сказал в телефонном разговоре заместитель начальника главного управления методологии и налогообложения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь Игорь Скринников. – У нас при оформлении ПТС уплачивается только утилизационный сбор.

Между тем, члены коллегии Евразийской экономической комиссии (постоянно действующий регулирующий орган Евразийского экономического союза – прим. ред.) по российским законам отдыхают до 12 января и потому внести ясность в этот вопрос тоже  пока не могут.

Желающим получить сертификат – просьба не беспокоить до 12 января

Еще одна проблема, с которой столкнулись казахстанцы (получение сертификата соответствия на автомобиль), также должна решиться до 12 января. Дело в том, что для оформления ПТС владелец транспортного средства, помимо документов на автомобиль и договора купли-продажи должен  получить сертификат соответствия, который бы подтвердил, что данное авто отвечает всем требованиям Технического регламента ЕАЭС, то есть имеет экологический класс не ниже Евро-4, укомплектован левым рулем и световыми приборами, установленного образца. Сертификат соответствия РК выдается специальными компаниями, имеющими соответствующую аккредитацию. Но все они сейчас прекратили выдачу сертификатов на автомобили, привезенные из России, а на вопросы отвечают одинаково: «Перезвоните после 12 января».

Только в компании «Казэкспоаудит» пояснили, что сейчас никто не знает, что делать и как будут работать новые механизмы.

– 8-9 января в Алматы будет проходить форум, посвященный вопросам сертификации, где будут расставлены все точки над «i», – сказали в компании. – Возможно, что свидетельство о безопасности отменят, если автомобиль был произведен или ранее растаможен в одной из стран ЕАЭС.