Спасти Землю: убить миллиард коров и уволить миллионы людей
Человечество в двух шагах от бескарбонового будущего, но есть пара нюансов.
На днях инвестиционная группа Principles of Responsible Investing (PRI), куда входят инвестиционные компании с совокупным пакетом ценных бумаг в 86 триллионов долларов, озвучила доклад, в котором говорится, что на фоне изменений климата, растущего общественного внимания к данной проблеме и стремительно дешевеющих экологически чистых источников энергии компании, выбрасывающие в атмосферу наибольшее количество парниковых газов, не смогут вести свой бизнес как прежде.
В категорию "убийц экологии" попал целый ряд направлений промышленности. Привычно отмечены предприятия, занятые добычей и переработкой углеводородного топлива, а компанию им составили крупные сельскохозяйственные холдинги и автоконцерны.
Аграрии виноваты в том, что выращивают скот, чье мировое поголовье только в сегменте "крупный рогатый" превышает полтора миллиарда голов. Ничего не подозревающие буренки создают естественными выхлопами 18 процентов всех парниковых газов — больше, чем все самолеты, автомобили и прочий транспорт, вместе взятые. При производстве всех типов сельскохозяйственных удобрений, разведении скота, забое, обработке и последующей транспортировке мясных продуктов генерируется еще девять процентов двуокиси углерода. Но и это не все. По мнению специалистов из Food and Agricultural Organization, рогатое поголовье производит порядка сотни других газов, включая треть мирового метана, нагревающего атмосферу в двадцать раз быстрее двуокиси углерода, и две трети суммарного объема аммиака.
Не меньше виноваты и производители автотранспорта. Для производства машин массово используются уголь, нефть и газ — как в качестве источников энергии, так и продуктов их переработки. При этом, как свидетельствует западная статистика, каждый сожженный вашей машиной литр бензина — это около трех килограммов различных парниковых газов, попавших в атмосферу. В результате добычи каждого литра нефти, ее переработки и последующего превращения в бензин или дизель выбрасывается еще два килограмма. Только в Соединенных Штатах, стране с наибольшим количеством автомобилей на душу населения, все виды транспорта отвечают за треть всех выбросов.
Свою ложку дегтя добавляет и добывающая промышленность. В той же Америке, как первой экономике мира, на долю различных видов ископаемого топлива приходится следующее количество выбросов: уголь — 24%, природный газ — 31%, нефтепродукты — 45%. Последний пункт не случаен: Штаты активно добывают так называемую трудноизвлекаемую нефть из битуминозных песков и малопроницаемых пластов, от чего затраты энергии растут в геометрической прогрессии.
По мнению борцов за экологию и условное детство Греты Тунберг, человечество должно еще вчера было отказаться от массовой добычи углеводородов, резко уменьшить общее поголовье скота и в разы сократить производство автомобилей с ДВС. Взамен семи миллиардам человек, немалая часть которых живет в местах с не самым благоприятным климатом либо ужинает не каждый вечер, предлагается перейти на овощную диету, биотопливо на основе спирта и электрокары. В конце своего доклада PRI озвучивает убийственный для транснационального бизнеса прогноз. Если мировые правительства продолжат закручивать зеленые гайки, капитализация компаний из указанных отраслей производства уже к 2025 году может рухнуть на 2,3 триллиона долларов. Предприятия угольного сектора потеряют порядка 44% своей стоимости, а их нефтегазовые коллеги — 31%.
И тут встает вопрос: кто будет закрывать растущую пропасть потребления, потому как спрос на углеводородное топливо стабильно растет и достигнет исторического максимума в районе 2028-2030 годов?
Предсказать последствия нынешнего зеленого курса несложно: массовое банкротство профильных компаний, сокращение рабочих мест, рост цен на энергоносители и всевозможные категории товаров — от фарша до моторных масел.