Рекомендовано к просмотру: 10 культовых фильмов Каннского фестиваля
Вспомним те фильмы, которые хочется пересматривать снова и снова.
Это картина Михаила Калатозова – единственный советский фильм, который смог завоевать главную награду Каннского фестиваля.
Удивительная красота Татьяны Самойловой, исполнительницы главной роли, покорила сердца даже голливудских продюсеров, однако построить карьеру на западной сцене актрисе не позволили советские власти.
Перед показом картины в Каннах Пабло Пикассо пообещал Самойловой, что она станет звездой, а после просмотра ленты легендарный художник назвал эту работу по-настоящему гениальной.
Военные действия остались за кадром, а происходящее в тылу в картине весьма напоминает самые горячие сражения, где на карту поставлена собственная совесть.
Героя Алексея Баталова, да и самого актера, полюбили буквально все советские женщины, вне зависимости от возраста. Сцена его гибели и голубое небо над головой – пожалуй, один из самых ярких эпизодов всего фильма.
Будущий культовый режиссер Клод Лелуш два дня проработал ассистентом оператора на съемках фильма: именно он впоследствии и посоветовал знакомому включить «Летят журавли» в конкурсную программу фестиваля.
«Сладкая жизнь»: 1960 год, «Золотая пальмовая ветвь»
Фильм Федерико Феллини с участием Марчелло Мастроянни – одного звучания этих итальянский фамилий вполне достаточно для того, чтобы сделать выбор в пользу просмотра именно этой ленты.
Столь популярное сегодня понятие «артхаус» обязано своим появлением картинам «Сладкая жизнь» и «Восемь с половиной» Феллини. Да и вездесущие папарацци были так названы по имени главного героя этого легендарного фильма.
Семь основных эпизодов фильма могут символизировать как семь смертных грехов, так и семь дней творения: как и всегда с работами Феллини интерпретаций может быть великое множество и при этом единственно правильную каждый определяет только сам для себя.
«Мужчина и женщина»: 1966 год, «Золотая пальмовая ветвь»
28-летний режиссер Клод Лелуш в одно мгновение стал культовой фигурой именно после выхода на экраны этой ленты.
Пронзительная история любви кажется своего рода сказочной, но при этом отсутствует та доля сентиментальности, которая способна заставить особо реалистичных зрителей отказаться от просмотра.
Черно-белые фрагменты, которые идеально передают саму атмосферу картины, на самом деле появились от безысходности: компания Ford выделила крайне скромный бюджет на съемки фильма, где герои бы разъезжали на автомобилях этой марки.
Удивительный талант Лелуша, помноженный на мастерство актеров, делают эту историю о любви с открытым финалом такой же бессмертной, как и рассказ о Ромео и Джульетте.
«Андрей Рублев»: 1969 год, приз Международной Федерации кинопрессы
Картина Андрея Тарковского не была радужно встречена на просторах Советского Союза, по этой же причине фильм и не был допущен властями к участию в основной конкурсной программе. Тем не менее, спустя три года после выхода лента получила приз ФИПРЕССИ (Международной Федерации кинопрессы) в Каннах.
Пропаганда жесткости, чрезмерная натуралистичность, жестокое обращение с животными и не менее фривольное обращение с историей собственной страны – что только не вменялось в вину Тарковскому. Но даже несмотря на все каверзные обвинения, картина по-прежнему остается одной из самых ярких в отечественном кинематографе и трогает сердца иностранных зрителей.
Анатолий Соломицын, исполнитель роли иконописца Андрея Рублева, молчал на протяжении четырех месяцев, чтобы более достоверно сыграть в мимолетном эпизоде – уже даже один этот факт свидетельствует в пользу того, что картина показана к просмотру.
Ленту Тарковского можно осуждать, можно ненавидеть, можно любить, можно восхищаться – но остаться равнодушным просто не представляется возможным.
«Жестяной барабан»: 1979 год, «Золотая пальмовая ветвь»
Экранизация романа Гюнтера Грасса в руках маэстро Фолькера Шлендорфа получила ту самую степень визуальности, которой невозможно достичь, даже несмотря на все мастерство немецкого писателя.
Своего рода сюрреалистичный сюжет картины никак не желает вписываться в привычные рамки. При этом нестареющий мальчик с барабаном проводит нас через все ужасы войны с какой-то удивительной легкостью, однако прийти в себя после просмотра ленты удается отнюдь не сразу.
«Апокалипсис сегодня»: 1979 год, «Золотая пальмовая ветвь»
Картина Фрэнсиса Форда Копполы разделила премию с лентой «Жестяной барабан»: 1979 год в Каннах выдался на редкость «культовым».
Кополла с непередаваемым мастерством и силой убеждения выводит на экран все потаенные струны человеческой души, на фоне которых даже масштаб ужасов войны многократно сокращается.
«Апокалипсис сегодня» обязательно стоит посмотреть хотя бы один раз, но к такому просмотру настоятельно рекомендуется заранее морально подготовиться.
«Криминальное чтиво»: 1994 год, «Золотая пальмовая ветвь»
Работа Квентина Тарантино не нуждается в отдельном представлении: эту ленту считают своим долгом посмотреть не один раз как любители культового кино, так и почитатели комедий.
Танец Умы Турман и Джона Траволты в фильме по своей энергетике вполне может превзойти все танцевальные картины вместе взятые.
И пусть в картине более 250 раз встречается традиционное английское ругательство – «Криминальное чтиво» непременно стоит показать подросшим детям.
«Жизнь прекрасна»: 1998 год, Гран-при
Своего рода «семейная картина» Роберто Бениньи – это настоящее потрясение. Сам Роберто выступил как в роли режиссера, так и исполнил главную роль в ленте, а экранную супругу героя сыграла его жена.
Название картины появилось после прочтения мемуаров Троцкого, а в основе сюжета фильма лежат собственные воспоминания Бениньи о рассказах отца, прошедшего ужас концлагерей.
Скрыть происходящую трагедию от 5-летнего ребенка, находящегося в самом эпицентре страха и боли, в Освенциме – именно такую задачу ставит перед собой герой Роберто. Не показываться на глаза солдатам, не хныкать, не жаловаться и не просить есть – и главным призом станет настоящий танк, то есть свобода и вольная жизнь.
«Танцующая в темноте»: 2000 год, «Золотая пальмовая ветвь»
Картина Ларса фон Триера – это всегда парад неожиданностей и накал страстей. Эта лента с Бьорк в главной роли стала настоящей сенсацией в мире кино.
Хотя нашлись и такие критики, которые упрекали режиссера в чрезмерной сентиментальности и даже в пристрастии к драматизированию. Но, в случае с фон Триером как никогда верным оказывается высказывание о том, что «собака-то лает, а караван идет».
Катрин Денев мечтала принять участие в этом проекте и специально ради нее режиссеру пришлось переписать сценарий.
То, насколько актеры вжились в свои роли и прочувствовали персонажей, кажется совершенно нереальным, но именно по этой причине «Танцующую в темноте» невозможно смотреть, не уделяя просмотру все свое внимание и мысли.
«Пианист»: 2002 год, «Золотая пальмовая ветвь»
Всемирно признанный шедевр Романа Полански, кажется, существует уже не один десяток лет, а между тем фильм вышел на экраны только в 2002 году.
Судьба польского пианиста Владислава Шпильмана, которому пришлось пережить предательство и вероломство, тяготы болезней, лишения и мучения, в конце концов, оказывается в руках всеобъемлющего зла – немецкого солдата.
Однако, Полански показывает, что и зло не всегда является таковым: сохранением не только своей жизни, но и спасением от голода герой Эдриана Броуди оказывается обязан именно немцу.