Поэтическое наследие учеников и последователей Абая
Мы продолжаем знакомить наших читателей с уникальными книгами, изданными в рамках литературного проекта Абай әлемі к 175-летию Абая Кунанбаева.

Представляем Вам 4-х томное издание произведений учеников и последователей Абая «Абай және ақын шәкірттер мұрасы. Таңдамалылар» («Абай и наследие учеников поэта. Избранные»).
В 1-й том издания представлен:
- Статьями М.О.Ауэзова: «Абай ақындығының айналасы», опубликованной в 1934 году к 30-летию со дня смерти поэта, в которой автор впервые рассматривает тему последователей традиции Абая, рассказывая о творчестве Акылбая и Магавь, и «Абайдан соңғы ақындар», написанной М.Ауэзовым совместно с Ж.Аймауытовым и впервые опубликованной в 1918 году в журнале «Абай», где поднимается тема казахской поэзии после абаевского периода.
- Монографией писателя, критика, литературоведа, абаеведа Айкына Нурхатова «Абайдың ақындық дәстүрі» («Поэтическая традиция Абая»), впервые опубликованной в 1966 году.
Айкин Нуркатов (1928 - 1965) трудовую деятельность начал заведующим отделом критики журнала «Литература и искусство» (ныне «Жулдыз»). В литературных исследованиях он подробно рассматривал актуальные вопросы искусства речи, литературного процесса и взаимоотношений литературы, Абая, М. Ауэзова, С. Муканова, Г. Мусрепова, Г. Мустафина, Т. Шевченко, И. Байзакова, Г. Ергалиева, А. Тажибаева.
В монографии «Поэтическая традиция Абая» Нуркатов всесторонне исследует поэтическое творчество Абая Кунанбайулы. Автор обращает внимание на такие темы, как «Традиция и новшество в творчестве Абая», «Поэтическое окружение Абая».
- Научной работой исследователя поэтической школы Абая К.Мухамедханова «Абайдың ақын шәкірттері» («Ученики Абая»), где дается обзор творчества последователей традиции Абая в казахской литературе.
Во 2-й том вошли произведения учеников и представителей поэтической школы Абая, среди которых: Шакарим Кудайбердиев, Кокбай Жанатайулы, Арип Танирбергенов, а также научные статьи об их жизни и творческой деятельности.
Так, статья народного писателя РК М.Магауина «Шәкәрім Құдайбердіұлы» была опубликована в предисловие к первому изданию произведений Шакарима Кудайбердиева «Жолсыз жаза», изданному в 1988 году в издательстве «Жазушы».
Работа ученого, к.ф.н. Жандоса Аубакир «Көкбай Жанатайұлының әдеби мұрасы» («Литературное наследие Кокбая Жанатаева») посвящена творческому наследию ученика, в дальнейшем близкого друга Абая и продолжателя его традиции в казахской литературе – Кокбая Жанатайулы.
Детские годы Кокбая Жанатева прошли в ауле, где он обучался у сельского муллы. Затем поступил в русское приходское училище г. Семипалатинска. Окончив здесь три класса, Кокбай поступил в медресе и через четыре года, получив аттестат муллы, вернулся в свой аул, где стал преподавать арабскую грамоту. На свои сбережения построил медресе, которое проработало более 20-ти лет вплоть до 1922 г., где обучал сельских детей грамоте. К.Жанатев по собственной инициативе преобразовал медресе в школу нового типа. Для детей он написал «Грамматику арабского языка», выбрав для своего труда стихотворную форму изложения.
Д.ф.н. Б.Ердембеков посвятил свой научный труд «Әріп ақын» («Акын Арип») последовательному изучению жизни и творческой деятельности поэта, последователя традиции Абая – Арипа Танирбергенова.
Учась у Абая, слушая его советы, Арип Танирбергенов развивал свое поэтическое дарование, обогащал идейное содержание своих произведений. Он активно занимался просветительской деятельностью, открыл у себя дома школу для детей, обучал их по мере возможности русскому языку, вел занятия по русским учебникам. Следуя Абаю, старался знакомить казахских читателей с произведениями русских классиков, прежде всего А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Во многих его произведениях звучит призыв к знаниям, к изучению наук. Как и Абай, он осуждал простое времяпровождение. Будучи последователем просветительских идей Абая, А.Танирбергенов всячески возвышал разум.
3-й том представлен произведениями учеников Абая, таких как: Асет Найманбаев, Уайс Шондыбайулы, Таир Жомартбаев и исследовательскими работами об их творчестве.
Асет Найманбаев - поэт, певец, композитор, импровизатор, участник движения Алаш, ученик Абая. Родился в селе Бакты Урджарского района. В народе широко известны песни Асета, многие из которых были записаны Л. Хамиди.
Уайс Шондыбайулы родился в с. Баршатас Шубартауского района. В 1894 г. вместе с Кокбаем, Акылбаем и Магауией прошел поэтическую школу Абая. Все его творчество является отражением положения и настроения казахского общества 20-х годов ХХ века. Произведения Уайса Шонбыбайулы вышли отдельной книгой в 1987 г. в издательстве «Жазушы».
Таир Жомартбаев - журналист, писатель, поэт, драматург, педагог, переводчик. Родился в с. Мукур Чингистауской волости (ныне Абайский район). Начальное образование получил в медресе поэта Кокбая Жанатаева - современника и друга Абая. Окончил Уфимское медресе «Галия». В школах и педагогическом техникуме вел уроки казахского языка и литературы, математики, организовывал литературно-драматические и музыкальные кружки и внес весомый вклад в развитие в нашем крае сценического искусства. В 1937 г. был арестован по ложному обвинению и расстрелян. В сборник «Балаларға жеміс» («Подарок детям») вошли стихи, написанные Жомартбаевым под влиянием лучших произведений Крылова, Л. Толстого, Абая.
В 4-й том вошли:
- Статьи к.ф.н. Ж.М.Аубакира о творческом наследии сыновей Абая Кунанбаева – Акылбая, Магауии, Турагула.
Акылбай Абайулы Кунанбаев – старший сын Абая. Воспитывался у деда Кунанбая. Акылбай играл на домбре, скрипке, обладал композиторским даром. Обучался в медресе. Изучал русскую и европейскую литературу. Поэма «3улус», сохранившаяся не полностью, написана под впечатлением от романа «Копи царя Соломона» английского писателя Г. Р. Хаггарта. Поэма «Дагестан» отражает события, происходившие на Кавказе. Из лирики сохранилось лишь несколько его стихотворений.
Магауия Кунанбаев - младший сын Абая от жены Дильды, один из видных
представителей поэтической школы. Начальное образование получил у аульного муллы, затем отец отправил его в русское городское училище в г.Семипалатинск. Через три года Абай возвратил его по состоянию здоровья в аул, где Магауия занимался чтением книг на русском и восточном языках. Вместе с отцом выполнял обязанности волостного. Магауия учился многому у отца и по его настоянию написал поэмы, подражая европейским поэтам. Кроме поэм Магауия писал и стихи. Сохранилось приветственное письмо брату Абдрахману (Абишу).
Турагул Кунанбаев получил всестороннее образование, знал русский, арабские языки. С детства приобщался к музыкальным и поэтическим образцам, создаваемым Абаем. Совместно с внучатым племянником Какитаем Искакулы издал в Санк-Петербурге в 1909 г. первый поэтический сборник Абая. Турагул Кунанбаев многое сделал для сохранения трудов Абая, внес неоценимый вклад в составление его биографии. С 1922 г. занимался творческой деятельностью. Среди многих его произведений самым ценным трудом является книга-воспоминание «Об отце Абае», написанная по просьбе М. Ауэзова. Турагул составил подробное описание жизни и творчества Абая. Основную часть трудов Турагула составляют художественные переводы.
- Статьи ученого, абаеведа К.Мухамедханова о творческом наследии представителей поэтической школы Абая, поэта и певца Аубакира Акылбайулы и певца, композитора и домбриста Муха Адильханулы.
Аубакир Акылбайулы – внук Абая, сын Акылбая. Аубакир воспитывался у Абая. С детства пел, играл на домбре, знал наизусть киссы и дастаны. Сочинял сатирические стихи, в поэмах поднимал социальные вопросы и исторические темы. В 30-е годы был репрессирован, умер от тяжелой болезни в ссылке. Произведения Аубакира хранятся в ЦНБ АН РК и в Семипалатинском литературно-мемориальном музее Абая.
Мука Адильханулы - певец, поэт, композитор, пропагандист музыкального творчества Абая. Родился в Жанасемейском районе, Семипалатинской области. Мука Адильханулы – один из талантливейших учеников Абая, домбрист, скрипач, певец и поэт. Против воли отца, он уезжает в Семей, где знакомится с музыкантом Гарифоллой, которых обучает его игре на скрипке. Познакомившись с Абаем и его поэтическим и музыкальным творчеством, Мука Адильханулы несет его идеи в народ через исполнительство. После смерти Абая, Мука Адильханулы и другие последователи творчества Абая продолжали пропагандировать наследие великого мыслителя.
Ольга Мальцева – специалист отдела развития областной библиотеки имени Абая