Казахстанская пенсионная система претерпит изменения в связи с вступлением в ЕАЭС
Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) находятся на пути углубления интеграции в различных вопросах.
- Как идет работа над проектом договора о пенсионном обеспечении трудящихся Евразийского экономического союза?
- Эти инициативы должны быть реализованы в отдельном договоре. У нас есть рабочая группа, которая ведет работу над этим, и мы регулярно обсуждаем этот вопрос в рамках консультативного комитета по миграционной политике. Два дня в Астане мы обсуждали нормы этого договора на экспертном уровне. Потом, 8 апреля, обсудили на заседании консультативного комитета по миграционной политике. Идет напряженная работа, поскольку существует достаточно большая разница в пенсионных системах наших государств.
Кроме того, существует большое количество договоров, которые регулируют похожие взаимоотношения и были заключены ранее. В частности, соглашение в рамках СНГ и ряд двусторонних соглашений. Соответственно, нужно принять содержательные подходы, то есть как это должно работать, и учесть юридические аспекты взаимодействия нескольких договоров по одному предмету. Это довольно сложно.
В целом, я считаю, что мы хорошо продвинулись на этом заседании, и на прошедшее в конце апреля заседание совета комиссии с участием вице-премьеров мы выносили пока только одно разногласие. Оно заключается в том, какая страна будет нести финансовую ответственность по трудовому стажу между 1992 годом и началом 2000-х годов, когда пенсионные системы наших государств претерпели изменения. В этот период мы уже были независимыми государствами. Поэтому возникает вопрос, кто должен оплачивать и учитывать этот стаж. Пока это разногласие снять не удалось, и теперь нами (ЕЭК – КазТАГ) проводятся консультации с профильными вице-премьерами.
- Консенсус есть по этому вопросу, кроме российской стороны…
- Голоса «за» и «против» делятся 50 на 50. Россия и Беларусь уже отрегулировали этот вопрос на двустороннем уровне – пенсию платит та сторона, где гражданин работал в то время.
- Как будет выглядеть механизм перезачета пенсий в случае, если гражданин одного из государств-членов ЕАЭС работает в другом государстве-члене союза? Каков будет минимальный срок работы в другой стране ЕАЭС для перезачета пенсий?
- Первое – это, конечно, достижение пенсионного возраста. Мы предполагаем, что это будет достижение пенсионного возраста той страны, в которой гражданин постоянно проживает. То есть если гражданин одной из стран-члена ЕАЭС уехал в Россию, его пенсионные права будут реализованы, начиная с того пенсионного возраста, который действует в России. Второй вопрос – о необходимости наличия минимального трудового стажа, что человек вообще участвовал в трудовых отношениях в одной из стран союза и, соответственно, способствовал созданию какой-то добавленной стоимости.
Минимальный трудовой стаж для получения права на пенсию мы закладываем в договоре один год, для определения трудового стажа в любой из стран ЕАЭС. Есть еще вопросы по зачету стажа, полученного в разных странах. Причем в разных государствах, в разные периоды времени: до 1992 года – времени, когда Советский союз распался, после 1992 года – до вступления в силу изменений в национальное законодательство. Обычно речь идет о 1998-2002 годах и после.
- То есть, до 1992 года – проблем нет, советский стаж будет учитываться?
- Советский стаж зачитывается и принимается. По нему оплачивает та страна, в которой гражданин сейчас постоянно проживает.
- И стаж в странах-членах ЕАЭС тоже будет учитываться?
- Да, конечно.