Как произвести электронную регистрацию прав на недвижимое имущество
Электронная регистрация прав на недвижимое имущество производится в Казахстане с 1 января 2013 года. Она осуществляется на основании электронной копии правоустанавливающего документа, поступающего в информационную систему правового кадастра из единой нотариальной информационной системы автоматически, после нотариального удостоверения сделки.
Нотариус после удостоверения сделки с письменного согласия правообладателя направляет электронную копию правоустанавливающего документа, заверенную его электронной цифровой подписью, посредством единой нотариальной информационной системы в информационную систему правового кадастра; информирует приобретателя недвижимого имущества:
-об уникальном номере правоустанавливающего документа, присвоенном единой нотариальной информационной системой;
-о сумме сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, подлежащей уплате, или об освобождении от уплаты сбора в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан;
В случае освобождения приобретателя недвижимого имущества от уплаты сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество сканирует документ, подтверждающий право на льготу;
Направляет в информационную систему правового кадастра электронные адреса в сети Интернет участников сделки при их наличии; электронную копию документа, подтверждающего освобождение лица от уплаты сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Правообладатель или его уполномоченный представитель оплачивает сбор за государственную регистрацию через платежный шлюз «электронного правительства» ( ПШЭП) любым способом, предусмотренным уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сфере информатизации, с обязательным указанием данных плательщика сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и уникального номера правоустанавливающего документа.
После произведения уплаты сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество реквизиты чека (уникальный код платежа, наименование получателя платежа, код бюджетной классификации, наименование банка второго уровня или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, данные плательщика платежа, в том числе его идентификационный номер, сумма сбора, дата и время оплаты, уникальный номер правоустанавливающего документа) сохраняются на ПШЭП в виде электронного чека и направляются в информационную систему правового кадастра.
При этом наличие электронной цифровой подписи гражданина не требуется, достаточно иметь ИИН, доступ в интернет и платёжную карту банка.
Преимущество подобной процедуры для юридических и физических лиц — сокращение временных и материальных затрат.
Стоит отметить, что с 1 января 2015 года все сделки, удостоверенные нотариусом, в обязательном порядке регистрируются через систему ЕНИС в электронном виде, не выходя из офиса. Кроме того, для минимизации представляемых на регистрацию документов исключено истребование предоставления технического паспорта, поскольку у регистрирующего органа есть возможность просмотра технических характеристик в электронном виде в государственной базе данных «Регистр недвижимости».
Электронная форма регистрации прав на недвижимое имущество кардинально упрощает процедуру оформления, исключает барьеры и создает благоприятную среду для людей.
А.Искакова, отдел по регистрации прав на недвижимое имущество Департамента Юстиции г.Алматы