К юбилею Абая: что мы знаем о Мекке казахской поэзии

Абайский район Восточно-Казахстанской области стал родиной великих личностей: Абая, его племянника Шакарима и Мухтара Ауэзова. Поэтому землю урочища Жидебай считают священной и называют Меккой казахской поэзии.

К юбилею Абая: что мы знаем о Мекке казахской поэзии
К юбилею Абая: что мы знаем о Мекке казахской поэзии
Абайский район Восточно-Казахстанской области стал родиной великих личностей: Абая, его племянника Шакарима и Мухтара Ауэзова. Поэтому землю урочища Жидебай считают священной и называют Меккой казахской поэзии.

В Абайском районе расположен музей-заповедник, площадь которого занимает 6 400 га. В него входят 16 объектов. В том числе дом-музей Абая в урочище Жидебай, колодец Кунанбая, могилы Зере и Улжан, мемориальный комплекс «Абай-Шакарим», мечеть комплекса.

Здесь начинаются горы Шынгыстау, где, по преданию, Чингисхана подняли на белой кошме, провозгласили ханом. Где-то в этой местности находится и его могила. В 80 километрах от центра Абайского района - Караула - расположена одна из достопримечательностей Восточного Казахстана - меловая гора Актас со священной пещерой Коныр-Аулие. По поверьям, в пещере находится озеро, излечивающее от разных болезней. 

Сам мавзолейный комплекс Абай-Шакарим расположен в урочище Жидебай в 178 километрах к юго-западу от города Семей. Мавзолей по проекту архитектора Бека Ибраева построен в степи в 1995 году, к 150-летнему юбилею великого Абая. В нем находятся захоронения Абая, брата Абая - Оспана, его племянника Шакарима, бабушки Зере и матери Улжан.

Комплекс представляет собой платформу длиной 200 метров, шириной 65 метров и высотой 5 метров. По высоте она разделена на 3 яруса, трех уровней Вселенной по мифологии казахов: нижний ярус, черный, - обозначает подземный мир, средний – красный – жизнь на Земле и верхний – белый – высший мир духов и Аллаха.  На платформе величественно возвышаются башни из белого известняка - мавзолей Абая, высотой 32 метра и диаметром 12 метров, и мавзолей Шакарима. Пол внутри мавзолеев выложен мозаикой, а на стенах вырезаны имена 99 пророков. При комплексе открыта действующая мечеть, куда ежегодно съезжаются паломники.

В центре комплекса находится амфитеатр: внизу - сцена и вокруг нее сверху - места для зрителей. Здесь поэты состязаются в чтении стихов, проводятся различные мероприятия. По краям комплекса расположены башни, предусмотренные для паломников, проведения казахского ритуала здоровья и удачи у великих духов-аруахов. Обряд рассчитан на проведение ночи в специальном помещении башен, чтение молитв и совершение ритуалов.

На куполе башни мавзолея Абая высечены звезды, башни Шакарима – овальные капли, как слезы. Это символизирует нелегкую судьбу племянника Абая, жизнь которого была сложной. Он рано лишился отца и матери. А в последние годы жизни уединился в горах и много писал, размышлял над бренностью бытия. Рядом похоронен его сын Ахат. Возле комплекса сохранилось захоронение жены Абая Еркежан. Неподалеку находятся могилы матери Абая Улжан и бабушки Зере, которые вложили очень много души и любви в воспитание будущего поэта. Рядом сохранилась одна из стен, сложенная из кирпича.

А в 1,5 километрах от мемориального комплекса находится дом-музей Абая.  Здесь когда-то располагалась фамильная усадьба, зимовка потомков Кунанбая. В Жидебае прошли последние 10 лет жизни поэта и мыслителя. Здесь Абай написал более 70 лирических стихов, «Слова назидания», осуществил переводы из Лермонтова и Крылова.

Усадьба была разрушена и позже восстановлена. А в 1945 году, к 100-летию Абая, зимовка была реорганизована в дом-музей. Полностью ее восстановили к 125-летию Абая и дополнили литературной экспозицией к 150-летию поэта.

У входа в дом-музей установлен бюст Абая. В музее воссоздана атмосфера времени, в котором жил и творил Абай. Один из разделов экспозиции знакомит с гостями аула Абая. Среди них  преемники его литературных традиций, поэты Арип Танирбергенов, Асет Найманбаев, Уайыс Шондыбаев. Поэты распространяли в устной форме произведения своего великого наставника в других уездах. Продолжая традиции Абая, изучали произведения классической литературы, делали переводы.

Жидебай для Абая был источником вдохновения и философских раздумий. Здесь воссоздана любимая комната Абая, где поэт проводил много времени, работал, читал, писал стихи. На письменном столе: рукопись великого поэта - письмо сыну Магауе, перо и книги. В шкафу и на столе – книги на пяти языках. В следующей комнате на стене находится такия - головной убор Кунанбая, привезенный им из Аравии во время паломничества в Мекку. Она передана в музей правнуком - Багфуром Акылбаевым. На стенах висят фотографии: Абай с сыновьями Акылбаем и Турагулом, Абдрахман - средний сын Абая, Оспан - младший брат Абая. Здесь же находится деревянная кровать с убранством. В центре - круглый стол с набором для кумыса, отделанным серебром. Возле печи большой медный таз, в котором купали маленького Абая.

Есть в музее и комната Еркежан - жены Оспана. После смерти Оспана, по казахскому обычаю аменгерства, Абай должен был жениться на Еркежан.

Ведь по традиции, притязания на руку вдовы представителя из другого рода были почти невозможны. Поэтому и появилась пословица: «Аға өлсе, жеңге мұра, іні өлсе, келін мұра» («Если умирает старший брат, то его жена переходит младшему, если умирает младший — жена переходит к старшему»). Если же вдова не желала выходить еще раз замуж, а у покойного остались взрослые сыновья, они объявляли о своем решении взять на себя заботу о матери.

Мухтар Ауезов описал этот случай в романе-эпопее «Путь Абая»: Еркежан, одна из трех жен Оспана, наотрез отказалась от предложения братьев покойного мужа. Она сообщает, что не ищет нового мужа, что у нее есть дети, и она дала клятву, что сделает все, чтобы не погас огонь в шаныраке Оспана.

И Абай на вопрос брата Такежана: «Разве не ты первый, кто должен жениться на вдове брата?» - твердо отвечает: «Нет, я первый, кто не женится на вдове брата».

Также в доме воссоздана шошала (коптильня, холодильник) - место, где коптили мясо и развешивали его на деревянных столбах. На улице под навесом из деревянных жердей - повозки  зимние и летние.

Рядом с музеем находится памятный знак с надписью «Центр Евразийского континента», написанный с четырех сторон пирамиды на казахском, русском, английском, китайском языках.

Напомним, что Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил придать родине великого Абая высокий статус и сделать его популярным местом паломничества. Также глава государства подписал Указ о праздновании на высоком уровне 175-летия Абая.

Источник: газета "СПЕКТР"