Девять признаков того, что вы сейчас уснете за рулем

Если водитель перестает связно отвечать на вопросы собеседников, постоянно моргает и начинает допускать мелкие нарушения — это верные признаки того, что он засыпает.

Девять признаков того, что вы сейчас уснете за рулем
Девять признаков того, что вы сейчас уснете за рулем
Если водитель перестает связно отвечать на вопросы собеседников, постоянно моргает и начинает допускать мелкие нарушения — это верные признаки того, что он засыпает. «

Отказаться от «народных способов» и отдыхать

У автомобилиста Олега Радула насмерть разбились трое друзей, которые отправились в путешествие в горы: все одновременно уснули, находясь в машине. И тогда в очередной раз он задумался о том, как этого избежать.
«Начав кататься на дальние расстояния, лет еще десять назад, я первым делом стал искать для себя самые действенные методы борьбы со сном, — пишет Радул в своем фейсбуке.
— Помнится, у меня был целый арсенал разных способов взбодриться: кофе, семечки, энергетики, прогулки, зарядки. А потом я догадался, что ни один из них не может мне гарантировать безопасность.
Все это не что иное, как способы продолжить движение, а ведь главное — уметь вовремя остановиться! Где объективные критерии, когда усталость еще можно спокойно потерпеть, а когда уже точно пора на обочину?»

Замечаешь момент моргания


«Попробуйте вспомнить момент, когда вы последний раз моргнули, — говорит Радул. — То-то же! В обычном состоянии человек совсем не замечает момент, когда моргает. Это происходит насколько быстро, что просто не обращаешь внимания. Зато когда это становится явным, то речь уже идет не об обычном моргании, а о начале отключения — немедленно на обочину!»

Обман зрения

«Фигуры на обочине кажутся издалека чем-то одним, а при приближении либо оказываются чем-то совсем другим, либо исчезают вообще, — продолжает Радул. — Это пограничная стадия: глаза еще открыты, но мозг уже не успевает обработать всю поступающую информацию — он уже спит! Еще пара минут, и сознание совсем отключится».

Зрение не успевает фокусироваться

«Я пробую перевести взгляд с дороги на приборы — и тут же вернуть его обратно на дорогу. Какой там был километраж? Еще раз: мгновение на приборы, и снова на дорогу. В нормальном состоянии зрение успевает перестроиться, и все прекрасно видно.
Но если засыпаешь, то взгляд становится стеклянным, глаза не успевают адаптироваться к условиям, становится невозможным окинуть приборы одним беглым взором и тут же считать нужные показания», — объясняет автомобилист.

Мелкие нарушения

«Два-три раза подряд забыл переключиться на ближний? Пора спать. Не можешь вспомнить последний дорожный знак? А предпоследний? Никак? Спать! Остановился на мигающий желтый? На зеленый? Ну, вы поняли...»

Лень напрягать мозг

«Попробуйте умножить 18 на 3, — предлагает Радул. — В нормальном состоянии это не проблема. А вот засыпающему человеку это не то чтобы сложно, ему это просто не нужно, даже начинать не хочется. По той же причине лень разговаривать. Потому что для этого надо напрягаться, держать в уме нить разговора, подбирать слова.
Если в салоне повисла тишина, значит, скоро всех срубит. В этот момент тоже пора останавливаться, хотя кажется, что можно еще ехать.
Вот у ребят именно так и произошло, по записи с регистратора понятно, что сперва повисла тишина в салоне, а через некоторое время произошла авария».

Запасаемся острыми темами в дорогу

Автомобилист предлагает экспресс-тест для пассажира, который позволит проверить водителя на предмет сонливости. Он уверен, что водителя бесполезно спрашивать просто о том, в порядке ли он, — ответ всегда будет положительным.
«Вместо этого надо задать ему вопросы, которые требуют обдумывания либо внимательности. Например: «А где мы сейчас? Что за населенный пункт проехали?» или «Сколько нам еще осталось до места назначения?».
Либо что-то более сложное, например: «Как ты думаешь, что лучше подарить нашему общему другу на день рождения?». И если ответы покажутся слишком простыми либо неадекватными — пора меняться. А если пациент скорее жив, то, чтобы стало лучше, желательно начать с ним о чем-то спорить», — считает эксперт.

Исчезает линия разметки и не сохраняется дистанция

Председатель правления НП «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев рассказал, что согласен с наблюдениями автомобилиста. Он также привел несколько примеров того, когда водителю следует немедленно остановиться.
«Линия разметки появляется не там, где была секунду назад, — рассказывает Лобарев. — Это значит, что на секунду вы уснули. Или перед вами неожиданно возникает предмет, которого только что не было.
Еще один момент — постоянно приходится корректировать, выравнивать движение автомобиля, потому что он все время уходит от траектории прямолинейного движения и норовит съехать на обочину или выехать на встречную полосу.
Стоит притормозить также, если вам трудно держать дистанцию с впереди идущим автомобилем и она постоянно сокращается. Кроме того, засыпающему водителю трудно удерживать голову в прямом положении — она периодически наклоняется вперед.

Не доводить до крайностей


Вице-президент Федерации объединений автошкол России Владимир Чуков обращает внимание на то, что доводить свое состояние до таких крайностей, как слипающиеся глаза и рассеянность внимания, категорически нельзя, и рекомендует отдых каждые четыре часа, даже если водителя не клонит в сон.
«То, что перечисляет выше автомобильный путешественник, уже крайняя форма усталости, и такого ни в коем случае нельзя допускать, существуют определенные нормы, отдых через каждые четыре часа, а на грузовом транспорте, автобусах обязательно должны быть установлены тахографы, — говорит Чуков.
— Проехали участок пути — отдохните, пройдитесь, сделайте зарядку, умойтесь. И ни в коем случае не бравируйте! Особенно когда едете в ночь, когда на дорогах плохая видимость».
Эксперт отмечает, что разговоры с водителем помогут только в том случае, если он находится во вменяемом состоянии, иначе человек в любом случае заснет. «Иногда водители могут сами не понимать, что спят, едут с открытыми глазами, заметить такое собеседнику тоже может быть непросто».